Бунков Арсений

1???-1935

Летчик-испытатель.
Был первым летчиком-сдатчиком открывшегося в Тушино Планерного завода.
Погиб в 1935 году при испытательном полете на планере Г-9 конструкции В.К.Грибовского.
Вспоминает известный летчик-испытатель и планерист, писатель Игорь Шелест.
«Как-то летом 1935 года планерный завод в Тушине пригласил меня провести испытания нескольких планеров. Видимо, поджимали сроки. Чувствовал я себя превосходно и с большой радостью шел в тот день на аэродром.
Мы поднимались на своих планерах поочередно. То вылетал на буксире за самолетом Р-5 сдатчик завода Бунков, то я. Испытывали мы серийные планеры Г-9 и Ш-5. Программа испытаний включала пилотаж и заканчивалась правым и левым штопорами.
Мой планер еще заходил на посадку, когда летчик Даниловцев и механик Эскин вновь пылили на своем Р-5, увлекая очередной Г-9 по зелени Тушинского аэродрома. Прошло десять минут, и Бунков стал пилотажить в чуть подернутом дымкой предвечернем небе. Р-5 где-то в стороне постреливал мотором, планируя на сброс троса. Когда планер Бункова вошел в левый штопор, я еще был занят отвлеченными мыслями и отсчитал первые витки подсознательно, но, произнеся «четыре», насторожился.
Вместо трех влево и трех вправо Бунков продолжал витки влево и как будто не торопился выводить… Ошеломленный, я вскочил с земли и продолжал уже считать вслух: двадцать два, двадцать три… Планер в зените и освещен солнцем сбоку, так что мне видны снизу почти черные крылья, только чуть поблескивает хвост в такт виткам.
Остается метров триста высоты… Планер штопорит почти надо мной. Я перестал считать и закричал: «Выводи! Прыгай!»
Осталось уже не более 150 метров. Я стоял, охваченный тоской и обидным сознанием своего бессилия. Четко вижу, как, наконец, раскрылась крышка кабины и Бунков встал на сиденье… Ну еще… Смелее… Секунда… И тело человека падает рядом с планером: мелькнул шелк парашюта, но… Я закрыл глаза и вздрогнул – раздался страшный удар.
Пилот и планер упали рядом. Парашют не успел раскрыться. Мы с механиком подбежали к месту падения на берег Москва — реки. Пилот был мертв.
Что же произошло в воздухе? Почему пилот не вывел планер из штопора? Такие испытания он проводил не раз; наконец, почему поздно вылез из кабины? Впрочем, тут более менее ясно – увлекся выводом, все надеялся вывести и нервничал, допуская одну и ту же ошибку… Не скрою, происшедшая тогда на моих глазах катастрофа произвела на меня тяжелое впечатление. Казалась невероятной потеря товарища. Только что с ним шутил, смеялся, делил остроту ярких ощущений в пилотаже. И вот он лежит, уткнувшись головой во взрыхленную планером землю… Очки разбиты, отброшены в сторону. Комбинезон запылен и разорван в нескольких местах..
Трагедия ожесточает смелость. Управление авиации Осоавиахима решило провести подробные испытания целой серии Г-9 исключительно на штопор. В этих испытаниях приняли участие Никодим Симонов, Семен Гавриш, Сергей Анохин и я. Полеты шли один за другим. Штопорили целый день. Искали различные комбинации отклонения рулей в штопоре, задержки вывода из него. И нашли. Оказалось, что отклонение элеронов в сторону, противоположную вращению, создает сильное запаздывание выхода из штопора. Так что можно было и не вывести планер при вращении, своевременно не заметив отклонения элеронов».

Источники информации:

  • Планеры СССР / А.П. Красильщиков, «Машиностроение». Москва, 1991 /
  • С крыла на крыло / И.Шелест, «Молодая Гвардия», Москва, 1977 /

Помогали:

  • В.П.Тарасенко

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *