Головин Павел Георгиевич

1909-1940

П.Г.Головин
П.Г.Головин

Полярный лётчик и лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (27.06.1937), полковник.
Родился 26 (13 — ст.ст.) апреля 1909 в г.Наро-Фоминск ныне Московской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б) с 1939. В 1930 окончил Московский спортивный техникум, в 1933 — Тушинский аэроклуб. Работал инструктором в Тушинской авиашколе Осоавиахима.
С 1934 г. работал пилотом Управления полярной авиации Главсевморпути. 5 мая 1937 г. первым из советских лётчиков на двухмоторном разведывательном самолёте Р-6 (АНТ-7) пролетел над Северным полюсом. Доставленные им данные позволили впервые в мире успешно осуществить посадку отряда тяжёлых транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-1». Участвовал в высадке экспедиции И.Д.Папанина на Северный полюс. За образцовое выполнение задания правительства и героизм, проявленный в период высадки и работы северной экспедиции, 27 июня 1937 удостоен звания Героя Советского Союза. В дальнейшем осваивал новые арктические трассы, участвовал в поисках самолёта С.А.Леваневского.
Автор книги «Как я стал лётчиком»(1938).
С октября 1938 года на испытательной работе на авиазаводе №22 (Фили), испытывал серийные СБ.
Участник советско-финляндской войны 1939-40 (на СБ).
Принимал участие в испытаниях бомбардировщика СПБ конструкции Н.Н.Поликарпова, небольшая серия которых была заложена на авиазаводе №22.
Погиб 27 апреля 1940 при испытании самолёта СПБ.
1 апреля 1940 года полковник Головин выполнил три ознакомительных полета на одном из ранее облетанных СПБ. 26 апреля он выполнил первый полет на «свежеиспеченной» машине — первом серийном самолете СПБ №2/1. На следующий день предстоял очередной полет на определение устойчивости и управляемости. Взлет состоялся с Центрального Московского аэродрома имени Фрунзе. За полетом наблюдал Поликарпов и его заместитель Жемчужин, а также начальник техбюро завода Усаченко. Через полчаса после взлета самолет сорвался в штопор и упал на аэродром НИИ ГВФ, похоронив под собой экипаж.
Очевидно, Головин — энергичный и отважный летчик, но недостаточно опытный и осторожный как испытатель — при вводе СПБ в вираж сразу начал с больших углов и сорвался в штопор. Очевидцы видели как самолет вывалился из облаков, вращаясь в плоском штопоре. По воспоминаниям журналиста Бронтмана: «Когда стало ясно, что машина пропала и людей спасти нельзя, Павел попробовал выпрыгнуть (на высоте 100 м методом срыва). Его вырвало и запутало в стабилизаторе. Так там и нашли. Машина сделала 7 с половиной витков, хлопнулась и загорелась. Двое совсем обуглились, Головин — немного. Но, в общем, всех немедленно ночью кремировали.» Вместе с Головиным погибли ведущий инженер К.И.Александров и бортмеханик Н.Г.Добров.
Осмотрев останки самолета и экипажа, комиссия под председательством начальника 8-го отдела ЦАГИ А.В.Ляпидевского пришла к выводу, что элероны и хвостовое оперение были в исправности, шасси находилось в убранном положении. Отсутствие в масляных фильтрах стружки как будто свидетельствовало о нормальной работе моторов. Комиссия отмечала, что причиной катастрофы является переход самолета в плоский штопор. Причиной срыва могло быть попадание самолета, обладавшего недостаточной продольной устойчивостью, в облачность. Срыв мог произойти также с виража из-за грубого пилотирования. Все эти версии не были доказаны объективными фактами и носят в значительной мере субъективный характер.
Обратим внимание на некоторые обстоятельства, пропущенные комиссией. 26 апреля Головин перегнал самолет СПБ №2/1 с заводского на Центральный аэродром. На вопрос, как ведет себя машина и каковы его впечатления, Головин ответил, что машина в порядке, только правый мотор имеет температуру воды и масла на 150° больше левого. А Шишмарев в своих показаниях отмечал, что ранее случались заклинивания моторов М-105.
Вывод о нормальной работе моторов был сделан на основании отсутствия в масляных фильтрах металлической стружки. Но из текста акта следует, что исследовался маслофильтр только левого мотора, так как правый обгорел. Значит, вывод об исправной работе обоих моторов не имел подтверждения. И самое интересное, в аварийном акте помещена фотография остатков разрушенного правого мотора, на которой очень четко видна целая лопасть винта! Такое могло произойти, если еще до падения самолета правый мотор заклинило. Почему комиссия не обратила внимание на это обстоятельство, непонятно. Скорее всего катастрофа произошла из-за отказа мотора с последующей потерей пространственной ориентировки летчиком. Безусловно, определенную роль сыграли недостаточный опыт Головина в полетах на СПБ и малый запас продольной устойчивости самолета на критических режимах…
Похоронен на Новодевичьем кладбище (Москва).
Награжден орденом Ленина (27.06.1937), Красного Знамени, Красной Звезды (25.02.1937). Его именем названа улица в г. Наро-Фоминск.

Источники информации:

  • «Загадка СПБ, или почему пикирующий бомбардировщик не пошел в серию» / В.Перов, Н.Васильев, Крылья Родины №6/1997г. /
  • «СПБ» / М.Маслов, Авиация Космонавтика, выпуск 24, февраль 1997г. /
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Кто есть кто / ВВС России /

Помогали:

  • В.П.Тарасенко
  • А.А.Симонов

Оставьте комментарий