Сузи Томас Павлович

1901-1939

Т.П.Сузи

Т.П.Сузи

Лётчик-испытатель, полковник (19.04.1936).
Родился 29 августа 1901 года в Санкт-Петербурге. Финн. До 1916 учился в 4-классном городском училище, работал в автомастерских.
В армии с мая 1918 года.
Участник Гражданской войны. В 1919 воевал в 42-м стрелковом полку против Юденича.
В 1919 году окончил 1-е Советские Пехотные Петроградские командные курсы, в качестве начальника пулемётной команды воевал на Ленинградском и Южном фронтах.
В 1923 году окончил 8 пехотную школу командного состава. В 1921 году вместе со школой участвовал в подавлении Кронштадского мятежа.
В 1924 году окончил Военную школу Красного Воздушного Флота (г.Егорьевск). В 1924 году — курсант 2-й военной школы лётчиков (г.Борисоглебск). В 1925 году окончил 1-ю военную школу лётчиков (г.Севастополь). В 1926 году окончил Военную школу воздушного боя (г.Серпухов). Служил в 1-й отдельной истребительной эскадрилье в г.Ленинград, где занимал должности лётчика, командира звена и отряда.
В 1927 году направлен в г.Оренбург на курсы инструкторов по вооружению ВВС, 1 июня 1928 года окончил курс, оставлен инструктором лётчиком в 3-й школе летчиков и летчиков-наблюдателей в г.Оренбург. Впоследствии занимал должность командира звена и отряда.
В 1930 году назначен в НИИ ВВС на должность лётчика-инструктора, впоследствии командир отряда и командир отдельного тактического отряда.
Первым в СССР в истребителе с открытой кабиной, без кислородного прибора, теряя сознание и падая, затем снова набирая высоту, достиг высоты 8000 метров. В 1932 г. побил мировой рекорд, возглавив группу самолетов из 3 АНТ-7 (Р-6), 1 Р-5 и И-4 в длительном высотном перелете по маршруту Москва — Харьков — Москва. Общая длина пути на высоте 5000 м — 1140 км.
С 1932 г. проводит испытания истребителей И-4, И-Z (И-7), оснащенных динамореактивными пушками АПК-4 конструкции Курчевского. 18 мая 1933 при испытаниях И-4 с двумя АПК-3бис через 2 с после выстрела произошел взрыв, разрушивший 0,5 кв.м обшивки правого крыла. Сузи сумел совершить успешную посадку на Комендантский аэродром (Ленинград).
В 1934 провел госиспытания И-14 «Бристоль-Меркур» (АНТ-31).
С 22 февраля 1934 года — командир и военный комиссар Отдельной истребительной эскадрильи особого назначения. С ноября 1934 года ОИЭ базировалась в Переславле и выполняла спецзадания НИИ ВВС РККА. Летчики эскадрильи испытывали новые самолеты авиационные приборы в самых сложных условиях. Они вели тренировочные воздушные бои, учились групповой слетанности, овладевали техникой высшего пилотажа, искали новые способы боевого применения истребителей. Эскадрилья особого назначения подчинялась непосредственно наркому обороны К.Ворошилову. Летчики участвовали в парадах над Тушинским аэродромом.
В августе 1934 на И-5 участвовал в испытаниях «Звена-2А» (ТБ3 + 3 И-5).
В 1937 опыты с безоткатками были признаны вредительскими и ненужными. С лета 1937 в эскадрилье проводились пуски РС с И-14.
С 1937 г. — летчик-испытатель авиазавода № 21, с сентября 1938 — начальник летно-испытательной станции авиазавода. В 1937 г. испытывает опытный истребитель И-166 с М-25В. 3 августа 1938 Сузи впервые поднимает в воздух «Иванов» Н.Н.Поликарпова. С 8 июля 1939 он проводит полеты на И-180-2 по программе госиспытаний НИИ ВВС.
17 августа, в день генеральной репетиции авиационного парада в честь праздника Воздушного флота Сузи вылетел на И-180 из Чкаловской курсом на Тушино. В районе станции Лосиноостровской (северо-восток Москвы) внезапно упало давление масла. Вернулся, причем садиться пришлось уже с выключенным двигателем.
5 сентября 1939 г. погиб в авиакатастрофе при испытании истребителя И-180.
Пилоту предстояло в этот день слетать на максимальный потолок с выполнением горизонтальных площадок после каждой тысячи метров. Через 21 минуту после взлета, в 9 часов 19 минут, стоящие на земле наблюдатели заметили штопорящий на высоте 3000 метров самолет, который затем перешел в пикирование и врезался в землю. Летчик покинул машину на высоте 200-250 метров, однако парашютом не воспользовался и разбился. Аварийная комиссия определила причину катастрофы: «по вине материальной части». Было решено, что во время прохождения горизонтальной площадки, на высоте максимального потолка лопнул кольцевой маслорадиатор. Пилота ослепило кипящим маслом, он потерял сознание и оставил управление. Далее самолет стал беспорядочно падать и из-за сильной дымки стал заметен лишь на высоте 3000 метров. Пилот очнулся, попытался воспользоваться парашютом, но не успел. Лицо и светлый комбинезон Томаса Сузи действительно были забрызганы маслом.
Многие не согласились с выводами комиссии. Существовало, например, мнение начальника бригады № 3 Костенко, который считал, что причиной катастрофы, наиболее вероятно, стала неисправность кислородной аппаратуры. Нарекания на кислородное оборудование, установленное на И-180-2, отмечались и ранее. По мнению Костенко, пилот потерял сознание после подключения к кислородному прибору, его голова навалилась на левый борт кабины и частично выступала за козырек. Двигатель при этом работал на максимальном режиме, маслорадиатор какое-то время спустя действительно разрушился, и кипящее масло стало выбивать из-под капота и растекаться по фюзеляжу. При попадании этого масла в лицо Сузи очнулся от болевого шока и попытался возобновить управление самолетом. При этом он ничего не видел, попытка взять управление не удалась, и самолет сорвался в штопор. Неудачным стало и покидание с парашютом — возможно, пилот вторично потерял сознание и разбился.
Поликарпов был склонен согласиться с этим мнением, однако весомых доказательств не было. По другой версии, у летчика случился сердечный приступ, из-за чего он утратил контроль над машиной.
Похоронен в колумбарии Ново-Девичьего кладбища (г.Москва).
Награжден орденами Ленина (17.10.1933) и «Знак Почета» (13.05.1936).

Источники информации:

  • Автобиография Томаса Павловича Сузи (1934)
  • И-180. Документальная история супер-ишачка / М.А.Маслов, Авиация №1 1999 /
  • Триста неизвестных / П.М.Стефановский, М., Воениздат, 1968 /
  • Летчики, испытания, самолеты / Я.А.Исаенко, Н.Д.Левадный, А.М.Элькинбард, Н.Новгород, «ОАО НАЗ «Сокол», 2005 /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
  • Кравченко Г.П. / О.Шушаков, Проза.Ру /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *