Кузнецов Александр Вадимович

1934-1973

А.В.Кузнецов

А.В.Кузнецов

Лётчик-испытатель 1-го класса (1972), подполковник.
Родился 14 июня 1934 года в городе Худжанд (Таджикистан). В 1951 окончил Ленинабадскую спецшколу ВВС, в 1955 – 4 курса Московского автодорожного института (в 1959 заочно окончил полный курс обучения), в 1965 – Казанский авиационный институт (защищался по САУ).
В армии с 1955. В 1956 окончил 6-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1957 – Сызранское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (на Дальнем Востоке).
С января 1964 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (1-е Управление, Служба лётных испытаний истребительной авиации). Участвовал в испытаниях Су-9, Ту-128, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25П.
На одном опытных экземпляров МиГ-25П Кузнецов, имитируя в воздухе возможные отказы САУ, неосторожно задержался с выключением одной из них, и самолёт забросило на такой режим кабрирования, с которого произошло сваливание с дальнейшим штопорным вращением. Ни высота, ни опыт лётчика в тот момент не позволили ему выйти из создавшегося положения без применения катапульты.
Погиб 30 мая 1973 года при выполнении испытательного полёта на МиГ-25П.
На МиГ-25П № 808 (первом самолете с дифференциальным стабилизатором для улучшения поперечной управляемости на высоких скоростях) проводились испытания по определению ухода гироскопа в системе курсовертикали. Режимы, на которых проходили испытания, были довольно жесткими. Они выполнялись на высоте 100-200 метров, на околозвуковой скорости на махе 0,98 (скорость 1150-1200 км/час), по четырехугольному маршруту и обязательно с ракетами. По воспоминаниям В.Е.Меницкого, «после окончания режима мы «подпрыгивали» резко вверх и буквально, как у нас говорят, «на соплях» садились с ходу на аэродром. Топлива оставалось при этом полторы тонны, практически на самом пределе (аварийный остаток составлял 2200 кг), потому что расходы на этом режиме были большие, да и околозвуковая скорость разрешалась только на определенном расстоянии от аэродрома, в специально отведенной зоне.»
После выполнения 6 полетов испытателями ОКБ А.И.Микояна испытания продолжил А.В.Кузнецов. У военных более строгие правила для своих летчиков, и посадка с аварийным остатком топлива считалась предпосылкой к летному происшествию. Поэтому этот первый облеточный полет выполнялся без ракет (с ракетами на данных режимах «закусывания» стабилизатора не происходило). И по расчетам, он заканчивал задание, имея четыре с половиной тонны горючего. После окончания режима Кузнецов должен был «подпрыгнуть» вверх, пройти 150 километров и выйти на круг с 3,5 тоннами керосина, что позволяло ему на МиГ-25 сделать еще хотя бы пару кругов. Но вместо благополучной посадки произошла нелепая катастрофа, у которой было много причин.
Когда Кузнецов попал на аварийный режим, плохо закрепленная приборная доска, вибрируя, постепенно «завела» крепежные болты, и они стали раскручиваться. А когда Александр понял, что надо катапультироваться и привел катапульту в рабочее состояние, кресло пошло. Когда пошло кресло, стали срабатывать ножные захваты. Тросики, привязанные к приборной доске, должны были оторваться. Но они не оторвались, поскольку были привязаны контровкой. Конечно, и контровка бы слетела, но из-за того, что болты открутились, приборная доска вывернулась и со страшной силой ударила летчика по голени…
Парашют автоматически раскрылся и опустил Кузнецова на землю. После приземления на перебитые ноги он не смог дождаться спасательного вертолёта и умер от потери крови и болевого шока.
Лишь после гибели О.В.Гудкова была окончательно выяснена причина катастрофы — перекомпенсация стабилизатора на околозвуковых скоростях.
Кузнецов жил в городе Ахтубинск Астраханской области. Похоронен в городе Щёлково Московской области.
Награждён медалями.

Источники информации:

Помогали:

  • Д.В.Верещиков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *