Рогачев Юрий Иванович

1929-1966

Ю.И.Рогачев

Ю.И.Рогачев

Летчик-испытатель, подполковник (1966).
Родился 25 декабря 1929 года в селе Сидоровка (ныне – посёлок Сидорово-Кадамовский) Шахтинского района Ростовской области, РСФСР.
В армии с августа 1947 года. В 1950 году окончил Борисоглебское ВАУЛ. После окончания училища в 1950 — 1957 годах был лётчиком-инструктором Чугуевского ВАУЛ.
С июня 1957 года – на лётно-испытательной работе в ГКНИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях Ту-128 и различных вариантов Су-7Б.
Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР С.А.Микоян, называя Ю.И.Рогачева своим близким товарищем, характеризует его как очень хорошего летчика, умного человека и пытливого испытателя.
В 1962-1964 годах принимал участие в совместных государственных испытаниях сверхзвукового перехватчика Ту-128, проводившихся в ЛИИ. В одном из полетов перехватчик, пилотируемый Ю.Рогачевым и Н.Мозговым, на высоте 11 800 м потерял устойчивость и сорвался в штопор. Лишь благодаря исключительному мужеству, хладнокровию и мастерству пилота на высоте 2 000 м машину удалось вывести в горизонтальный полет и благополучно посадить на аэродром. На протяжении всего падения Рогачев передавал на командный пункт информацию о поведении перехватчика и обо всех своих действиях. За спасение опытного самолета в этом полете Рогачев был награжден орденом Красного Знамени, а Мозговой – орденом Красной Звезды.
В 1964 году был назначен командиром 1-й авиационной испытательной эскадрильи 1-го научно-испытательного управления ГКНИИ ВВС (испытания истребителей-перехватчиков ПВО и самолетов фронтовой авиации) во Владимировке Астраханской области, (в/ч 18374).
В 1963 году проходил медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) во время второго (дополнительного) набора космонавтов ВВС.
Результаты прохождения различных тестов, определяющих физиологические, психологические и профессиональные качества, полностью соответствовали установленным нормам, но жесткая рентгенограмма позвоночника выявила остеохондроз со смещением позвонков (профессиональное заболевание летчиков-истребителей). В связи с этим он не только не получил допуска ЦВЛК, но и через некоторое время был переведен с испытаний истребителей в 4-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (испытание штурмовиков, вертолетов, учебно-тренировочных и транспортных самолетов) в посёлке Чкаловский Московской области (в/ч 22737).
Погиб 14 января 1966 года при выполнении испытательного полета на Ту-134.
В целях ускорения создания Ту-134, самолет Ту-134 «дублер» с двигателями Д20П-125 18 декабря 1965 г. был передан на этап Государственных испытаний в ГК НИИ ВВС.
В данном полете, экипаж самолета Ту-134, закончив режим испытания элеронного управления и доведя самолет до предельного числа М = 0,86, решил сократить время на подготовку к следующему режиму и не погасив скорость, приступил к выполнению очередного совершенно нового режима. Командир экипажа — В.М.Евсеев — отклонил на скорости М=0,86 полностью руль направления (РН) на 25°.
На Ту-134, начиная с М = 0,84, четко проявлялась обратная реакция по крену на действия руля направления. Самолет резко накренился, летчик будучи совершенно не знаком с этим явлением, усугубил крен, и самолет, войдя в крутое планирование, с огромной скоростью врезался в землю. Весь экипаж (8 человек) — погиб.
По записям магнитофона второй пилот (Рогачев) в неуправляемом полете (падении) кричал командиру: «Отпусти!». Вероятно, он, как более опытный в пилотаже, осознал обратную реакцию крена на РН и был готов к выведению самолета, но не мог пересилить командира, не имевшего такого опыта и усугублявшего ситуацию ошибочными в этом случае действиями с управлением.
По мнению С.А.Микояна, отличному от мнения авиапромышленности, причиной катастрофы стали колебательные изгибы хвостовой части фюзеляжа на большой скорости полета («бустерный флаттер»), приведшие к разрушению хвоста, в результате чего самолет полностью лишился управления.
Похоронен на кладбище неподалёку от железнодорожной станции Чкаловская (г. Щёлково, Московской области).
Награжден орденом Красного Знамени (1962).

Источники информации:

  • История авиации в записках авиаконструктора / Л.Л.Селяков, «Издательский центр научных и учебных программ», Москва, 2001 /
  • «С.А.Микоян. Воспоминания военного летчика-испытателя» / Москва, ИД «Техника-молодежи» при участии ФГУП РСК МиГ, 2002 /
  • Список лётного состава войсковой части 15650 погибшего в испытательных полётах / Ахтубинск /
  • Летчики-испытатели. / Амирьянц Г.А., М.: Машиностроение, 1997 /
  • Юрий Иванович Рогачёв / Космическая энциклопедия /

Помогали:

  • С.С.Еремин

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *