Манучаров Андрей Арсенович

1917-2001

А.А.Манучаров

А.А.Манучаров

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (8.07.1967), генерал-майор авиации (1967).
Родился 7 июня (25 мая — ст.ст.) 1917 года в городе Харьков (Украина). Детство и юность провёл в Москве. В 1934 окончил рабфак, поступил в Московский авиационный институт. В 1937 окончил аэроклуб МАИ, оставлен в нём лётчиком-инструктором. В 1940 окончил Московский авиационный институт. Работал инженером-конструктором на авиазаводе №301 (город Химки Московской области) и в ОКБ МАИ.
В армии с июня 1941. Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 — механик по авиавооружению 401-го истребительного авиационного полка (Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии.
В 1941-1944 — лётчик-инструктор 6-го запасного авиационного полка (г.Рассказово Тамбовской области). В июле-октябре 1944 — помощник ведущего инженера ГК НИИ ВВС. В августе 1944-феврале 1945 провёл войсковые испытания Як-9К в 3-м истребительном авиационном корпусе (3-й и 1-й Белорусский фронты).
С октября 1944 по ноябрь 1948 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (3-й отдел). Провёл госиспытания Як-9УТ (1945), Як-9С (1945), участвовал в госиспытаниях Як-11, Як-15.
Участвовал в параде в День Воздушного Флота СССР в 1947 на Ла-11 с ПуВРД.
В ноябре 1948 по состоянию здоровья переведён на должность ведущего инженера, с сентября 1950 — заместитель начальника отделов ГК НИИ ВВС. С октября 1957 — начальник штаба Управления испытаний ГК НИИ ВВС. С августа 1959 — 1-й заместитель начальника Управления испытаний. С ноября 1964 — начальник 1-го Управления ГК НИИ ВВС.
Одновременно с руководящей работой с августа 1959 по август 1975 занимался лётно-испытательной работой в ГК НИИ ВВС. Принимал участие в госиспытаниях Су-15 (1964), Су-15УТ (1969), Су-17, Як-28П (1963-1964), МиГ-21БИС, МиГ-25, Ту-22М, Ту-134Ш и других самолётов. Всего освоил 106 типов самолётов.
С августа 1975 — в запасе. В 1975-1995 — заместитель начальника Лётно-исследовательского института. Внёс большой вклад в испытания многоразовой космической системы «Энергия-Буран». С 1995 работал главным советником начальника ЛИИ.
Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 15 сентября 2001 года. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1975). Награждён орденами Ленина (3.04.1975), Красного Знамени (22.07.1966), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.09.1947, 11.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени (13.06.1984), 4 орденами Крас­ной Звезды (23.11.1942, 18.08.1945, 5.02.1947, 30.12.1956), медалями.

Источники информации:

One comment

  1. Владимир Выркин:

    Я служил в 1-м Управлении ГНИКИ ВВС ( в/ч 18374), Андрей Арсенович был моим командиром с 1967 года. В 1968 году я был назначен ведущим инженером по проведению Научно-Исследовательской работы в воздухе по определению возможности и особенностей эксплуатации истребителя-перехватчика Су-15 К-98 с колесным шасси с грунтовых ВПП. Осенью 1968 года докладывал в присутствии Андрея Арсеновича Командующему Авиации ПВО о ходе лётных испытаний, а 1 июля 1969 года Андрей Арсенович представил написанный нашей бригадой отчёт по испытаниям Начальнику ГНИКИ ВВС. Это была моя первая, очень значимая работа в 1-м Управлении.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *