Государственному летно-испытательному центру имени В.П.Чкалова — 80 лет
Самый современный авиационный комплекс так и останется грудой металла, если человек, управляющий им, не освоил его в совершенстве. Как максимально использовать боевые возможности крылатых машин? Эту задачу вот уже 80 лет решает личный состав Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) имени В.П.Чкалова, расположенного в городе Ахтубинске.
История его началась 21 сентября 1920 г. Приказом Реввоенсовета N 1903 был создан Опытный аэродром Главвоздухфлота республики — первая в стране организация, предназначенная для проведения летных испытаний и исследований в области военной авиационной техники. Местом его базирования был определен московский Центральный аэродром, расположившийся на Ходынском поле.
После нескольких реорганизаций в связи с возросшим объемом работ и необходимостью расширения и улучшения испытательной базы в октябре 1926 г. Опытный аэродром преобразовывается в Научно-испытательный институт ВВС РККА. В 1932 г. НИИ ВВС был переведен в подмосковный поселок Чкаловский. Перебазирование из обыденного события превратилось в парад — первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Возглавил колонну из 46 крылатых машин по три в ряд самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Павловича Чкалова.
В довоенный период в Институте служили известные летчики-испытатели В.П.Чкалов, В.В.Коккинаки, С.П.Супрун, Г.Ф.Байдуков, а также многие другие легендарные летчики и штурманы, доказавшие надежность отечественной авиационной техники в дальних перелетах. В 1927 г. экипаж самолета Р-3 «Наш ответ» в составе летчика С.А.Шестакова и штурмана В.В.Фуфаева выполнили дальний «восточный перелет» по маршруту Москва — Токио — Москва, преодолев расстояние в 22 тысячи километров за 153 часа. В 1929 г. они же вместе со вторым пилотом Ф.С.Болотовым и штурманом В.В.Стерлиговым на ТБ-1 «Страна Советов» за 137 часов летного времени совершили перелет из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
Затем была Великая Отечественная война. В первые же ее дни на базе НИИ ВВС были сформированы и отправлены на фронт три истребительных авиационных полка, два полка пикирующих бомбардировщиков, два авиаполка тяжелых бомбардировщиков, полк штурмовиков, разведывательная авиаэскадрилья, три батальона аэродромного обеспечения. Основу их составили лучшие летчики, штурманы, инженеры и техники из тех, кто участвовал в боевых действиях в Испании, Китае, Монголии и на Карельском перешейке.
1 июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР НИИ ВВС был награжден орденом Красного Знамени. С этого же времени институт стал именоваться Государственным НИИ ВВС.
Наступила эра авиации реактивной. 15 августа 1945 г. летчик-испытатель НИИ ВВС Андрей Кочетков взлетел на самолете с турбореактивными двигателями. Затем были испытательные полеты первых отечественных реактивных самолетов МиГ-9, Як-15. Стремительное развитие реактивной авиации рождало немало проблем. Так, высокие скорости казалось бы не оставляли летчику шансов для спасения в случае его катапультирования при аварийной ситуации. Ему не выбраться из кабины, если скорость самолета выше 500 км/ч. Парашютная ткань и человеческий организм не выдерживают динамического удара в момент раскрытия парашюта. Но конструкторы нашли выход — они спроектировали катапультное кресло, а испытал его 7 октября 1948 г. на самолете УТИ МиГ-9 летчик-испытатель НИИ капитан Вячеслав Быстров.
Шли годы. На смену первым реактивным самолетам приходили новые, более скоростные, маневренные и высотные. Это истребители МиГ-31 и Су-27; штурмовик Су-25 и фронтовой
бомбардировщик Су-24; дальний бомбардировщик Ту-22М3 и стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160; военно-транспортные Ан-24, Ан-22,
Ан-124 и Ил-76; боевые вертолеты Ми-24, Ми-28, Ка-50 и Ка-52. Все эти уникальные машины прошли через сердца и руки летчиков-испытателей центра. А летчики-испытатели Волк, Станкявичус, Бачурин и Бородай, кроме того, выполнили испытательные полеты на прототипе «Бурана» — уменьшенном аналоге уникального орбитального корабля многоразового использования.
С 1960 г. Ахтубинск становится основной базой Института, куда перебазировались основные испытательные подразделения. Именно здесь в дальнейшем проводились испытания всех боевых авиационных машин. В 1990 г. ГНИИ ВВС приобрел современное название — Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П.Чкалова. Сегодня ГЛИЦ организационно состоит из авиационно-испытательных баз, специализированных по объектам
испытуемой техники: ахтубинская база с сетью полигонов; филиал ГЛИЦа в подмосковном Чкаловском; высокогорный полигон в Приэльбрусье; воздухоплавательный центр в Вольске.
Крупнейший в мире ахтубинский полигонно-измерительный комплекс сегодня — это боевые поля с разнообразной мишенной обстановкой; обширное воздушное пространство, отведенное для полетов; протяженное маловысотное измерительное поле; система управления летными экспериментами и воздушным движением; информационно-вычислительный центр. Боевые поля, расположенные на территории России и Казахстана, оборудованы визуальными, пассивными и активными радиолокационными мишенями, имитирующими различные объекты от точечной цели до фрагментов крупного индустриального центра.
Район испытательных полетов размером 200х600 км оснащен системой командных пунктов, позволяющих одновременно управлять несколькими десятками летательных аппаратов, а также системой измерительных пунктов, оборудованных радиотехническими и оптическими средствами траекторных и радиотелеметрических измерений.
Сегодня в ГЛИЦе проводятся летные испытания и доводка всех видов авиационной техники, исследования по расширению боевых возможностей и применению авиационных средств поражения, испытания средств посадки и спасения экипажей авиационно-космических комплексов.
Несмотря на финансовые и материальные трудности, строгие лимиты на использование топлива, изношенность оборудования и сооружений, центр продолжает уникальные испытания новейших боевых самолетов и вертолетов.
За последние полвека специалистами ГЛИЦа проведено более 5000 летных и наземных испытаний различных образцов авиационной техники и вооружения с выполнением уникальных летных экспериментов: пуски межконтинентальной крылатой ракеты «Буря«; отработка схемы захода на посадку многоразового космического корабля «Буран»; групповые пуски низковысотных крылатых ракет; испытания маловысотного комплекса Су-24 при полетах с огибанием горного рельефа местности; перехваты высокоскоростных малоразмерных крылатых ракет-мишеней на больших и малых высотах; испытания комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50 с одновременным управлением в воздухе до 60 самолетов; перехват и поражение одновременно нескольких воздушных мишеней одним самолетом-перехватчиком.
Ахтубинск — «Мекка» российской военной авиации, где оттачивается боевое применение новейших авиационных комплексов. Ни одна боевая машина, созданная известными российскими КБ, не попадает на вооружение ВВС, не пройдя в ГЛИЦе государственные испытания. Здесь из техники летчики-испытатели выжимают все, на что она способна, не оставляя без пристального внимания малейшие недоработки.
Современная деятельность ГЛИЦ имени В.П.Чкалова направлена на обеспечение полноты и качества испытаний образцов авиационной техники и вооружений, здесь проводят научно-исследовательские работы по модернизации летательных аппаратов, стоящих на вооружении. Так, например, недавно при активном участии специалистов ГЛИЦа успешно завершились испытания специальной вычислительной подсистемы (СВП-24), разработанной ЗАО «Гефест и Т» для модернизации бортового оборудования самолета Су-24М. Данное оборудование снижает значение боковых и продольных промахов более, чем в 2 раза и позволяет выполнять прицельное бомбометание на вираже. А на трассо-измерительном комплексе ГЛИЦа проходит испытания новая крылатая ракета.
Только в 2000 г. проведено около 170 испытательных работ. Наиболее важные из них — государственные испытания авиационных комплексов Су-27ИБ, Су-25ТМ, Ан-70 и ряд других специальных работ.
Продолжаются испытания модернизированных комплексов Су-39, Су-30МК, опытного М-17, учебно-тренировочных МиГ-АТ и Як-130.
За 80 лет существования Центром испытано более 390 типов самолетов, 280 из них было принято на вооружение. В том числе известные во всем мире Ту-160, Су-27, МиГ-29. Здесь испытаны и приняты на вооружение ВВС России: беспилотные авиакомплексы «Рейс», «Стриж», «Крыло-1»,
«Пчела-1»; корректируемые авиабомбы с лазерной и телевизионной системами наведения; противотанковые управляемые ракетные комплексы «Штурм» и «Вихрь», предназначенные для поражения с высокой точностью наземной бронированной техники; авиационное артиллерийское вооружение различных калибров.
Сегодня летчики-испытатели Центра работают над созданием авиационной техники нового, пятого поколения.
По словам начальника ГЛИЦа заслуженного военного летчика генерал-лейтенанта авиации Юрия Трегубенкова, удостоенного в этом году звания Героя Российской Федерации за испытания новой техники, предмет особой гордости Центра, его сокровище — люди, влюбленные в небо и всецело посвятившие себя авиации. В различные годы в ГЛИЦе проходили службу более 100 Героев Советского Союза, из них 5 — дважды, 120 человек стали заслуженными летчиками и штурманами СССР и РФ, более 30 — лауреатами Ленинской и Государственной премий.
Нынешнее поколение испытателей с честью приумножает сложившиеся традиции. За последние десять лет 11 летчиков-испытателей удостоены высшей награды России — звания Герой Российской Федерации. Почти все они сегодня продолжают службу в центре, выполняют свою нелегкую работу, ставят на крыло новые «изделия», создавая авиационные комплексы, пользующиеся популярностью и спросом в мире.
21 сентября этого года на летном поле ГЛИЦ, долгие годы считающемся совершенно секретным объектом, царило небывалое оживление. Почти все население Ахтубинска и сотни гостей собрались на диковинное по нынешним временам зрелище — авиационный праздник, посвященный 80-летию центра.
С праздником военных летчиков-испытателей поздравил главнокомандующий ВВС генерал армии Анатолий Корнуков, преподнеся воистину «главкомовский» подарок — ключи от пятнадцати квартир в городах Липецке и Костроме. Поздравили авиаторов также губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин и глава Астраханской церкви епископ Иона.
Генерал армии Анатолий Корнуков высоко оценил значение центра для российской авиации. Он подчеркнул, что центр живет трудной, напряженной жизнью. По словам главкома, работы предстоит много. ВВС с нетерпением ждут новых образцов авиационной техники, особенно высокоточного оружия.
В заключении главнокомандующий сказал, что без этого центра России не быть великой авиационной державой, как не быть центру без России.
В этот день прошел воздушный праздник, состоявший из наземного и воздушного показов современных образцов авиационной техники. На магистральной рулежной дорожке для осмотра были выставлены летательные аппараты 33 типов.
Воздушная часть праздника открылась десантированием — над летным полем раскрылись белоснежные купола парашютной системы, плавно опустившей на землю боевую машину десанта с расчетом внутри. Затем летчики-испытатели продемонстрировали групповой и одиночный пилотаж. Сложнейшие фигуры высшего пилотажа «нож», «колокол», полет на предельно малой высоте и критических углах атаки выполнили на самолете Су-33 Виктор Пугачев, а на Су-34 — Игорь Вотинцев.
По авиационной традиции в день торжества не забыли авиаторы о товарищах, отдавших свои жизни, чтобы наши самолеты летали «выше всех, дальше всех, быстрей всех» и всегда приносили домой своих «наездников» живыми и невредимыми.
Официальная часть завершилась молебном по погибшим испытателям, который совершил глава Астраханской церкви епископ Иона. Главнокомандующий ВВС Анатолий Корнуков возложил цветы к подножью мемориала «Крыло Икара».
Олег ЛИТВИНОВ,
пресс-служба ВВС,
«Вестник авиации и космонавтики» № 5 от 30.10.2000