Проблема требует решения
Есть в Раменском районе Московской области учебное заведение, о котором почти никто не знает. Вы не прочтете о нем в справочниках и не увидите объявлений о приеме учащихся, да и оказаться рядом с ним вам вряд ли удастся.
Речь идет о Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) Минавиапрома, открытой в 1947 году. Здесь готовят высококвалифицированных испытателей-летчиков, пилотов вертолетов и штурманов для авиационных опытно-конструкторских бюро серийных заводов, предприятий смежных министерств.
ЗА ПРОШЕДШИЕ десятилетия ШЛИ подготовлено около шестисот классных специалистов-испытателей. Пятидесяти, из них присвоено звание Героя Советского Союза, ста пятнадцати — звание заслуженного летчика-испытателя, пятнадцати — заслуженного штурмана-испытателя СССР. К сожалению, некоторые удостоены высокого звания посмертно.
Среди выпускников ШЛИ известные не только в нашей стране Герои Советского Союза, заслуженные летчики-испытатели СССР, пилоты В.Гордиенко, В.Меницкий,
В.Пугачев, летчики — космонавты СССР И.Волк, С.Савицкая, А.Левченко и другие.
Судьба, пожалуй, каждого заслуживает внимания летописцев. Рискуя жизнью, выпускники ШЛИ не раз спасали технику, созданную коллективами ОКБ, оказываясь в неожиданных ситуациях в воздухе, проявляли огромную выдержку, мужество, мгновенную реакцию.
В 1984 г. после трагической гибели ведущего пилота ОКБ имени А.И.Микояна заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза А.В.Федотова школе было присвоено его имя.
— Кто же те счастливчики, кому удается поступить в ШЛИ? — спрашиваю у заместителя начальника школы по научной части Юрия Тихоновича Клепова.
— Принимаем на конкурсной основе наиболее подготовленных военных летчиков 1-го класса, возраст которых не превышает 28 лет, имеющих не менее пятисот летных часов. За полтора года учебы каждый слушатель проводит не менее двухсот часов в воздухе, осваивая 12 — 14 типов летательных аппаратов, углубленно изучает авиационные дисциплины. Выпускнику ШЛИ присваивается квалификация «Летчик (или штурман)-испытатель 3-го класса».
Это лишь первая «ступень на пути к высшему мастерству. Дальнейшее совершенствование зависит только от самостоятельной практической работы. Правда, здесь есть досадные трудности, мешающие самосовершенствованию специалистов. Дело в том, что учебный самолетный парк школы уже сегодня заметно отстает от требований времени. Выпускник осваивает, как правило, авиатехнику 3-го поколения, а на испытаниях ему предлагают машины 4-го поколения. Не надо забывать, что на подходе еще более совершенные конструкции. Значит, только спустя время он сможет чувствовать себя уверенно в самых современных самолетах и вертолетах. Может быть, рациональнее, не скупясь, оснастить самолетный парк ШЛИ современной техникой, которая позволила бы молодому летчику или штурману без переучивания входить в строй? Ответ очевиден, но, к сожалению, на переоснащение нет средств.
Другая проблема заключается в том, что предприятия, заинтересованные в пополнении своих летно-испытательных баз молодыми специалистами, подчас не в состоянии оплатить стоимость их обучения в школе. Складывается, прямо скажем, нелепая ситуация: есть кого учить, есть кому учить и есть кому принять будущие выпускников, но нет сегодня единой централизованной системы финансирования воспроизводства уникальных кадров.
С наступлением времени свободного предпринимательства все чаще стали звучать предложения о привлечении иностранного капитала. Тогда, дескать, и материально-техническое обеспечение будет на высоте, и за обучение слушателей потекут денежки, причем не только наши, деревянные, но и конвертируемые. Все это так, но обучать придется не только своих. Не превратится ли в таком случае наше, школа в некий центр по подготовке зарубежных специалистов и не растеряем ли мы еще одно свое, несомненно выдающееся национальное завоевание? Стоит, видимо, серьезно подумать об этом всем тем, от кого зависит судьба ШЛИ имени А. В. Федотова.
В.ВОРОНИН.