А-50У

А-50УМодернизация систем А-50, начатая ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с ОАО «Концерн радиостроения «Вега» в конце 90-х, была призвана добавить новые возможности, такие как надежное обнаружение и сопровождение низколетящих вертолетов, и интеграция современных терминалов обмена данными для наземных пользователей системы, чтобы расширить их круг до уровня дивизии. Объединение данных о цели, полученных от РЛС с данными электронной- и радиоразведки, чтобы достичь более надежное опознание целей – еще одна задача модернизации. Другой задачей было обеспечить одновременную работу двух и более А-50, с одним самолетом в роли ведущего, а другими – ведомого, снабжающими ведущего картиной радарной обстановки и обеспечивающими наведение и управление воздушным движением по заданию ведущего А-50.
Программа испытаний А-50У заняла 5 лет, при этом было выполнено не менее 800 испытательных полетов. 26 ноября 2009 г. Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник А.Зелин подписал Акт Государственных совместных испытаний опытного А-50У.
Основной упор в модернизации сделан на переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса (РТК). Это позволило существенно снизить общий вес РТК и облегчить самолет. Как следствие, появилась возможность брать на борт больше топлива при той же взлетной массе. Соответственно, увеличились дальность полета и время выполнения боевой задачи на заданном рубеже. Взлетно-посадочные характеристики, устойчивость и управляемость А-50У остались без изменений.А-50У RF-50602
Новое оборудование способствовало значительному увеличению дальности обнаружения РЛС А-50, в то время как число одновременно сопровождаемых целей выросло до 300.
Модернизированный радиотехнический комплекс обладает улучшенными возможностями по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в т.ч. в условиях активного применения средств РЭП) с измерением их угловых координат, скорости и дальности. Кроме того, РЛС обеспечивает обнаружение воздушной цели типа вертолет, а также обзор морской поверхности с обнаружением надводных целей и измерением их координат. В дополнение, новые более мощные процессоры, вместе с новым программным обеспечением, обеспечивают обнаружение и сопровождение воздушных целей в хвостовом секторе А-50 на значительно большем удалении, чем это было раньше.
В состав пилотажно-навигационного комплекса введена спутниковая навигационная система, позволившая значительно повысить точность самолетовождения.
Кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолета. Вместо старых аппаратных стоек на основе электронно-лучевых трубок, А-50У оборудован универсальными средствами отображения на основе дисплейных комплектов с жидкокристаллическими индикаторами. Новая вычислительная система занимает всего одну стойку оборудования, в то время как старая занимала по меньшей мере семь. Система спутниковой связи А-50У также была улучшена по части надежности, скорости передачи данных и объему передаваемой информации. Новое помехоустойчивое оборудование связи превратило улучшенный А-50 в настоящую систему боевого управления.
Компоновка приборных досок операторов, пультов и органов управления, объем и форма представляемой информации, обзор с рабочих мест, удобство работы с оборудованием и досягаемость его, качество и эффективность сигнализации в полной мере обеспечивают операторам в летном снаряжении выполнение ими своих обязанностей. Кроме того, в отличие от исходного А-50, в А-50У установлены комнаты отдыха для экипажа, туалет и буфет с бытовым оборудованием.
Первый самолет А-50У был передан ВВС России 31 октября 2011 года (бортовой номер 47, гос.регистрация RF-92957, индекс изготовителя 40-05). Самолет был принят экипажем ВВС и выполнил перелет из Таганрога к месту постоянной дислокации на авиабазу в Иваново. Первый А-50У достиг полной операционной готовности в феврале 2012 г.
Второй самолет был готов в декабре 2012 года (бортовой номер 33, RF-50602, индекс 41-05). Этот А-50 был построен в 1984 году и поступил для проведения работ по модернизации на ТАНТК им. Бериева в начале 2011 года.
Третий модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50У передан Военно-воздушным Силам России 25 марта 2014 года. Самолету А-50У с бортовым номером 37 (RF-93966, 58-05) решением Министра обороны РФ присвоено имя известного авиаконструктора, заместителя генерального конструктора ТАНТК им. Г.М.Бериева Сергея Атаянца, внесшего значительный вклад в создание самолетов А-50 и А-50У.
7 декабря 2016 года на заводском аэродроме ТАНТК им. Г.М.Бериева выполнен облет очередного серийно модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50У (№41) для ВКС России. Кроме бортового номера эта машина получила собственное имя «Таганрог».

б/н зав. с/н рег. выпуск модерн. передан имя
1. 47 0043453577 40-05 RF-92957 1984 2009/11 31.10.2011
2. 33 0043454618 41-05 RF-50602 1984 2011/12 «Владимир Иванов»
3. 37 0073476298 58-05 RF-93966 1988 2006/10 24.03.2014 «Сергей Атаянц»
4. 41 0083483499 63-05 RF-94268 1988 2015/16 06.03.2017 «Таганрог»
5. 45 0093493818 71-05 RF-93952 1989 2017/18 06.12.2018
6. 42 0093484538 64-05 RF-50610 1990 2016/18 28.03.2019
7. 43 0093479377 60-05 RF-50608 1987 28.12.2021
8. 50 1003496899 73-05 RF-50606 2021

Источники информации:

  • Завершены госиспытания модернизированного А-50У / Взлёт 2010 01-02 /
  • А-50: Небесные глаза и уши России / А.Младенов /
  • Самолет ДРЛО А-50У передан в ВВС России / ИА Оружие Росии /

Один комментарий

  1. ВОЕННЫЕ РОССИИ ПОЛУЧАТ ЧЕТВЕРТЫЙ МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ САМОЛЕТ ДРЛО А-50У В НОЯБРЕ

    19 октября 2016 г., AEX.RU — Концерн «Вега» (входит в Объединенную приборостроительную корпорацию, ОПК) в ноябре передаст Воздушно-космическим силам России четвертый модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50У, сообщил журналистам гендиректор концерна Владимир Верба, передает ТАСС.
    «Самолет оснащен модернизированным радиотехническим комплексом «Шмель-М», в котором используются современная элементная база, новые вычислительные средства повышенной производительности, более совершенные алгоритмы функционирования комплекса, а также внедрена сквозная цифровая обработка сигналов. Поставка очередного А-50У планируется на ноябрь», — сказал Верба.
    Он отметил, что комплекс потребляет меньше энергии, его габариты и масса значительно уменьшены, а это позволило существенно облегчить весь самолет, увеличить дальность и время его полета.
    «Каждый новый самолет по сравнению с предшественником дорабатывается и улучшается в соответствии с пожеланиями заказчика. В развитие этой работы ведутся фундаментальные научные исследования по целому ряду направлений радиолокации и информационных технологий. Работы в составе ОПК ведут специалисты концерна «Вега» совместно с самолетостроителями ТАНТК им. Г. М. Бериева», — сказал Верба.
    По его словам, в модернизированном А-50У кардинально изменены рабочие места членов тактического экипажа самолета. «Вместо старых аппаратных стоек на основе электронно-лучевых трубок установлены универсальные средства отображения на основе дисплейных комплектов с жидкокристаллическими индикаторами большой размерности и разрешения», — добавил гендиректор «Веги».

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *