МФИ (512; 1.42)

Особенности конструкции Самолет «1.44» выполнен по аэродинамической схеме «утка» со среднерасположенным крылом, размещенным на нем двухкилевым вертикальным оперением, цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО) относительно большой площади, а также органами поперечного управления в хвостовой части самолета.1.44
Крыло, фюзеляж и оперение в сочетании с системой управления
тягой двигателей и комплексной системой управления образуют единую, адаптивную к режимам полета аэродинамическую структуру, обеспечивающую чрезвычайно высокое для маневренных сверхзвуковых самолетов аэродинамическое качество на дозвуковом и сверхзвуковом режимах.
Планер выполнен с широким использованием крупногабаритных конструкций из композиционных материалов на основе углепластика и полимеров (30% по массе), а также алюминиево-литиевых сплавов (35%), новых марок высокопрочных нержавеющих сталей, титановых сплавов (30%).
Широко применены средства снижения радиолокационной и тепловой заметности (конфигурация планера, радиопоглощающие материалы и покрытия, экранирование радиолокационно-контрастных элементов конструкции и т. п.).
Носовая часть фюзеляжа имеет сечение, близкое к эллиптическому. Ряд поверхностей имеет оребрение, обеспечивающее снижение ЭПР.
Фюзеляж самолета выполнен из условия обеспечения минимальной омываемой поверхности и минимальных миделевых сечений. С этой целью воздухозаборники силовой установки, расположенные под головной частью фюзеляжа, максимально сближены друг с другом и образуют единую гондолу. Двигатели также максимально сближены. Спереди на носовом конусе устанавливаются штанги основного и вспомогательного (на период проведения испытаний) приемников воздушного давления. Кабина летчика снабжена фонарем с подвижной частью, открывающейся плоско-параллельным движением вверх-назад, чем должна обеспечиваться меньшая «парусность» фонаря на стоянке и рулежке.
1.44
Фонарь самолета — двухсекционный, по конфигурации близкий фонарю истребителя МиГ-29. Фонарь плавно переходит в грот, заканчивающийся в районе сопел двигателей стекателем. В центральной части фюзеляжа расположены основные топливные баки, S-образные воздушные каналы двигателей и ниши уборки основных опор шасси. Подфюзеляжные воздухозаборники — сверхзвуковые, регулируемые. В гондоле воздухозаборников оборудована ниша для уборки передней опоры шасси.
Треугольное крыло имеет прямолинейную переднюю кромку без наплывов, оснащенную двухсекционным адаптивным отклоняемым носком. Механизация прямолинейной задней кромки каждой консоли крыла включает двухсекционные элевоны. Каждая консоль крыла оборудована развитым задним наплывом с дополнительной многофункциональной управляющей поверхностью и силовой килевой балкой, в которой размещается радиоэлектронная аппаратура. К килевой балке крепятся консоли вертикального оперения и подбалочных гребней. На нижней поверхности каждой консоли крыла имеются узлы для установки пилонов внешней подвески вооружения.
Переднее горизонтальное оперение — цельноповоротное.
Оно расположено выше плоскости хорд крыла. На его носке имеется вихреобразующий «клык». ПГО используется не только как орган аэродинамического управления самолетом. При полетах на больших углах атаки оно вместе с крылом участвует в создании подъемной силы.
В хвостовой части самолета, между основаниями килей и соплами двигателей, размещено две дополнительных поверхности управления, использующиеся как рули высоты.ПГО
Вертикальное оперение самолета включает два широко разнесенных киля трапециевидной формы с небольшой отрицательной стреловидностью задней кромки, оснащенных рулями направления, и подбалочные гребни, также оборудованные рулями направления.
«Развал» килей в 14° от вертикали, имеющих относительно малую площадь, должен способствовать снижению эффективной отражающей поверхности самолета на боковых ракурсах облучения. Гребни установлены без «развала». Всего на динамически неустойчивом самолете имеется 16 различных управляющих поверхностей (включая ПГО), приводимых в действие комплексной системой дистанционного управления с многократным резервированием.
Летчик размещается в катапультном кресле изменяемой геометрии, разработанном НПП «Звезда» под руководством Г.И.Северина. В сочетании с новым противоперегрузочным костюмом это значительно повышает работоспособность летчика при ведении маневренного боя с высокими перегрузками.
Шасси самолета — трехопорное, убирающееся в фюзеляж. На передней опоре установлено два колеса размерами 620х180 мм, на основных опорах — по одному колесу размерами 1030х350 мм.
Большого диаметр колес основных опор обеспечивает проходимость по грунтовым аэродромам. Передняя опора шасси убирается назад по полету в нишу в гондоле воздухозаборников, закрываемую двумя боковыми створками.
Основных опоры убираются в ниши центральной части фюзеляжа вперед с разворотом колес. Каждая ниша закрывается парой створок.
Допускается возможность взлета самолета с быстросборного трамплина, что позволяет эксплуатировать МФИ с коротких взлетных полос (в частности, участков ВПП, уцелевших после налета авиации противника).
Сопла Ал-41Ф
Силовая установка. Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой двигателями V поколения АЛ-41Ф, установленными в хвостовой части фюзеляжа. Двигатели (тяга взлетная на полном форсаже 17700 кгс, на максимальном режиме без форсажа – 11200 кгс) с осесимметричными соплами со всеракурсным УВТ, обеспечивающим маневр как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости с большими перегрузками по всем осям (рассматривались варианты с плоскими и круглыми соплами, в 1991 г. быв выбран последний после отработки на ЛЛ Су-27). Сопла двигателей могут отклоняться на углы +15° в вертикальной плоскости и на +8° — в горизонтальной. Внутренняя поверхность их створок покрыта высокотемпературной керамикой.
Воздухозаборник — подфюзеляжный, с управляемым входом. Каналы S-образной формы имеют радиопоглощающую облицовку, что обеспечивает экранирование лопаток компрессоров двигателей.
Бортовые системы и оборудование Бортовое радиоэлектронное оборудование боевого варианта самолета будет включать систему управления вооружением, навигационный комплекс, комплекс средств радиосвязи, комплекс РЭП, комплексную систему дистанционного управления аэродинамическими поверхностями (элевонами, щитками, носками крыла, ПГО, рулями направления) и двигателями (величиной и направлением вектора тяги).
Бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования строится как иерархическая система, объединяемая мультиплексными каналами обмена информацией и «руководимая» бортовой автоматической системой управления (БАСУ), основой которой являются сверхбыстродействующие вычислительные машины, обладающие огромным объемом памяти. БАСУ получает и перерабатывает информацию от всех систем самолета, бортового оборудования и силовой установки; диагностирует и анализирует обстановку; оптимизирует выработку решений на земле, в полете и в процессе воздушного боя.
Основу бортового комплекса управления вооружением составляет
импульсно-допплеровская многофункциональная БРЛС пятого поколения с фазированной антенной решеткой. Она способна обнаруживать и сопровождать большое число воздушных целей одновременно и обеспечивать обстрел ракетами нескольких (ок. 20) целей. Кроме того, в состав системы управления вооружением истребителя будут входить оптико-электронные системы обнаружения и сопровождения целей и нашлемная система целеуказания.
1.44
Управление самолетом (в том числе и посредством системы УВТ двигателей)
осуществляется при помощи цифровой комплексной системы. Использование комплексной системы управления позволило отказаться от аэродинамических тормозов, функции которых выполняют другие поверхности управления.
Кабина оснащена современной системой индикации. Летчик по своему желанию может выбирать необходимый объем и вид представления информации на многофункциональных электронных индикаторах. Реалистическое изображение в сочетании с режимом интерактивного управления позволит летчику эффективно взаимодействовать с бортовым оборудованием и средствами поражения.
В состав кабинного оборудования планируется включить специальное бортовое устройство оценки физического состояния летчика КСЛ. Оно не только будет информировать летчика о выходе на запредельные для его организма уровни перегрузки, но и осуществит автоматический увод самолета на безопасный режим при потере летчиком сознания.
Навигационное оборудование самолета будет включать системы инерциальной и спутниковой навигации, радиотехническую систему ближней навигации и посадки, радиовысотомер и другую аппаратуру, используемую на летательных аппаратах данного класса.
1.44
Вооружение Опытно-экспериментальный образец самолета МФИ не имеет вооружения, но на боевом варианте истребителя  предусмотрено применение всей номенклатуры имеющихся на вооружении российской авиации управляемых и неуправляемых средств поражения, а также перспективных образцов высокоточного оружия, разрабатывавшихся специально для авиационных боевых комплексов 5-го поколения. Основной вариант вооружения самолета МФИ — управляемые ракеты воздух-воздух средней дальности Р-77, Р-77М, Р-77ПД с АРЛ-ГСН, малой и промежуточной дальности Р-73, Р-73Л, Р-73М и К-74 с ИК-ГСН, перспективные тактические ракеты воздух-поверхность Х-36, а также противорадиолокационные ракеты Х-58УШК и перспективные КАБ со складывающимся крылом и/или оперением размещается в фюзеляжных отсеках вооружения. Дополнительное вооружение включает ракеты воздух-воздух особо большой дальности (предположительно, Р-37), ракеты воздух-поверхность Х-25М, Х-29, Х-31А, Х-59, Х-50, Х-59М, противорадиолокационные ракеты Х-25МПУ, Х-31П и Х-58А/У, неуправляемые ракеты, корректируемые и свободнопадающие в т.ч. специальные бомбы, а также ракеты указанных выше типов, размещаемые на внешних узлах подвески.
В НЧФ установлена новая 30-мм пушка с увеличенной дальностью стрельбы за счет повышенной начальной скорости снаряда и улучшенной баллистики, обеспечивающая поражения высокоманевренных малоразмерных целей короткой очередью, выход ствола и эжектор закрыты створками, открываемыми только при стрельбе (снижение ЭПР и аэродинамического сопротивления в походном положении).

Описание
Разработчик ОКБ им.А.И.Микояна
Обозначение МФИ (1.44)
Тип многофункциональный фронтовой истребитель
Первый полет 29 февраля 2000 г.
Экипаж, чел 1
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 17,3
Высота самолета, м 4,75
Размах крыла, м 11,99
Площадь крыла, м2 320
Взлетная масса, кг максимальная 23500
нормальная 18000
Полезная нагрузка, кг 6000-7000
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ АЛ-41Ф
Тяга двигателя, кгс (кН) максимал 2 х 11200 ()
на форсаже 2 х 17700 ()
Летные данные (оценка)
Практическая дальность полета, км сверхзвуковая 2500
дозвуковая 4000
Скорость полета, км/ч (М=) максимальная (2,6)
крейсерская 1200
Нормальная маневренная перегрузка 9
Практический потолок, м
Вооружение
Пушка ГШ-30-1
УР «воздух-воздух» Р-37 до 2
Р-77/77М до 12
Р-73/74 до 6
УР «воздух-поверхность»
НАР, авиабомбы

Схема окраски 1.44Схема 1.44

Вертикальное оперение и хвостовые балки1.44

Источники информации:

  1. Боевые самолеты России XXI века / В.Е.Ильин, «Астрель», «АСТ», 2000 /
  2. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  3. Боевые самолеты ВВС России / Авиация и космонавтика №8. 1999 /
  4. «МиГ» пятого поколения / В.Е.Ильин, «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 1999 /
  5. 1.44 — МФИ — СТАНЕТ “МИГом”. Российский истребитель пятого поколения / Л.Берне, Крылья Родины №6 1999 /
  6. МФИ / Уголок неба; Д.Волков /