В 1961 ОКБ П.О.Сухого предлагает проект ударной авиационно-ракетной системы К-30 с ракетами разных типов. В письме председателя ГКАТ П.В.Дементьева от 27 января 1962 года зампреду Совета Министров Д.Ф.Устинову, содержащем проект ПСМ, указывалось, что в состав системы К-30 должны были входить носитель Т-4 и КР Х-30 и Х-31.
Дальность полета КР Х-30 задавалась 400-500 км, а Х-31 – 1500-2000 км.
Головными разработчиками назначались:
— самолета Т-4 и по системе К-30 в целом – ОКБ-51 (П.О.Сухой),
— двигателя – ОКБ-117 (С.П.Изотов) и ОКБ-165 (А.М.Люлька);
— КР Х-30 – ОКБ-51,
— КР Х-31 и авиационной баллистической ракеты (АБР) ХБ-32 – завод им. Лавочкина (М.М.Пашинин).
Под руководством Н.С.Чернякова в ОКБ П.О.Сухого велась разработка двух вариантов ПКР Х-30 с разным оперением. Была выполнена модель в масштабе 1:12,5, которая продувалась в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-113. Для выполнения боевой задачи ракета Х-30 должна была иметь большую скорость и возможность на длительном участке полета действовать автономно. Отсюда было понятно, что скорость ракеты должна быть не менее 3000 км/ч, и она должна была иметь на борту инерциальную систему навигации, а также обладать возможностью самостоятельного выбора цели. Работы по ракете Х-30 проводились до 1963 г., после чего работы по ней были закрыты.
2 июля 1963 года П.О.Сухой направил П.В.Дементьеву результаты проработок ОКБ по АБР Х-34.
Задел по ракете Х-30 был использован при разработке ракеты Х-33, которая была начата в том же 1963 г.
Источники:
- История Т-4 «100» / форумы Авиабазы /
- Ударно-разведывательный самолет Т-4 / Бедретдинов Ильдар, М.: ООО «Издательская группа «Бедретдинов и Ко», 2005 г. /
- Система К-30, ракеты Х-30 / Х-33 / militaryrussia.ru /