барражирующий истребитель-перехватчик
Работы по самолету и комплексу проекта «138» начались в ОКБ А.Н.Туполева в 1962 году, являясь логическим продолжением работ над проектом «128А». В ходе выбора схемы самолета шли по трем направлениям: минимальных изменений по отношению к исходной компоновке Ту-128, с сохранением компоновки фюзеляжа с использованием нового крыла и с использованием совершенно новых компоновок. Наиболее детально был проработан второй вариант. Самолет-носитель Ту-138 сохранял общую компоновку Ту-128, силовая установка базировалась на использовании двигателей ВД-19, улучшение аэродинамики достигалось за счет нового аэродинамически чистого крыла с меньшей относительной толщиной и новой формой в плане. В отличие от Ту-128, основные стойки шасси с колесами на самолете «138» убирались в корневые части крыла и частично в фюзеляж.
Самолет-носитель должен был использоваться для двух комплексов Ту-138-60 и Ту-138-100. В первом случае на машину устанавливалась РЛС «Смерчь-А» и ракеты типа К-60, во втором — РЛС «Гроза-100» и ракеты К-100. Предусматривалась возможность использования ракет типа К-80 (Р-4) комплекса Ту-28-80 (Ту-128С-4). Модернизация самолета-носителя, новые РЛС и ракеты должны были значительно расширить возможности комплекса по перехвату скоростных целей. Например, максимальная скорость с ракетами увеличивалась на 800 км/ч, увеличивалось время барражирования, улучшались взлетно-посадочные характеристики, увеличивались дальности обнаружения и захвата целей РЛС и дальности действия ракет.
В ходе проектирования самолета «138» на моделях были проведены аэродинамические исследования, которые показали, что получить необходимое аэродинамическое качество на крейсерском дозвуковом режиме полета не удается из-за значительного увеличения миделя фюзеляжа (ВД-19 и новые РЛС имели больший диаметр). Это ставило под вопрос достижение необходимой дальности и продолжительности полета, что являлось одним из важнейших требований к перехватчику. С новым тонким крылом ухудшались и взлетно-посадочные характеристики. Для решения возникших проблем были предложены различные пути доработки проекта. Хотели ввести систему дозаправки топливом в полете «Конус», систему сдува пограничного слоя с закрылков и носков крыла или добиться повышения аэродинамического качества крыла за счет отсоса пограничного слоя. Однако все эти мероприятия или утяжеляли конструкцию, или значительно снижали экономичность силовой установки за счет отбора воздуха на систему сдува. К середине 60-х годов в ОКБ решено было вести дальнейшие работы на пути модернизации дальних комплексов перехвата используя конструкцию с изменяемой стреловидностью крыла, что и было осуществлено в проекте «148». С началом работ по этому комплексу все работы по проекту «138» были прекращены.
В 1963 году в ОКБ прорабатывалось несколько вариантов самолета «138», базировавшихся на нетрадиционных компоновочных схемах, в частности, предлагались схемы бесхвостки с дельта-крылом и схема «утка». Помимо двигателей типа ВД-19, для самолета «138» рассматривалась возможность использования РД-36-41, которые являлись дальнейшим развитием ВД-19.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ-156 А.Н.Туполева | ||
Обозначение | Ту-138 | ||
Тип | Барражирующий истребитель-перехватчик | ||
Экипаж, чел. | 2 | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина, м | 31,73 | ||
Размах крыла, м | 17,53 | ||
Высота, м | 7,78 | ||
Взлетная масса, кг | Нормальная | 45000 | |
Максимальная | 47000 | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 2 | ||
Двигатель | ТРДФ РД-19 | ||
Максимальная тяга двигателя, кгс | 13000 | ||
Летные данные (расчетные) | |||
Максимальная скорость полета, км/ч | 2400 | ||
Дальность перехвата, км | на дозвуке | 2100 | |
на смешанном режиме | 1800 | ||
на сверхзвуке | 1000 | ||
Продолжительность барражирования, ч | 4,5 | ||
Практический потолок, м | 18000 | ||
Вооружение | |||
УР «воздух-воздух» | 4 К-60 или К-80 |
Источники информации: