С 2001 года ОКБ им. А.Н.Туполева ведутся НИР по модернизации парка Ту-22М3 в целях замены оборудования и оснащения высокоточными обычными боеприпасами, а так же по продлению ресурса планера до 35 лет. Отличительными особенностями самолета является расширенная номенклатура используемых авиационных средств поражения. В авиационном комплексе применяется современное оборудование на новой элементной базе разработки ОАО «Гефест и Т» — комплекс бортового оборудования СВП-24-22 — и улучшены эргономические показатели кабины экипажа.
Прицельно-навигационная система СВП-24-22 обеспечивает одиночное автономное наведение самолета на цель с перенацеливанием в полете, групповую атаку цели самолетами соединения с разных произвольных направлений, применение корректируемых авиабомб со спутниковым наведением, измерение координат текущего местоположения, абсолютной высоты и составляющих путевой скорости в автономном и дифференциальном режимах работы по данным от спутниковых навигационных систем, определение высоты цели над уровнем моря по данным о высоте рельефа местности района полета, а также коррекцию счисленных координат по полю рельефа местности в районе полета. Кроме того, она принимает и регистрирует на внешнее запоминающее устройство (ВЗУ) параметрическую информацию, поступающую от прицельно-навигационной системы НК-45, БКО «Урал», бортового регистратора параметров полета, а также информацию, приходящую по мультиплексному каналу от вычислителя СВ-24, бортового локатора ПНА-Д и отображает ее на жидкокристаллических индикаторах в кабине штурмана-оператора.
С установкой системы СВП-24-22 точность навигации повышается в 8-10 раз, бомбометания – в 7-9 раз (по данным разработчика).
На модернизируемых самолетах Ту-22М3 старые бортовые РЛС ПНА будут заменены на новые РЛС НВ-45 производства санкт-петербургского OAО «ЦНПО «Ленинец». Отмечается, что данная РЛС является вариантом радиолокационной станции ППС «Новелла-П38» противолодочного самолета Ил-38Н.
В 2009 году один Ту-22МЗ (бортовой номер «32» красного цвета) в аэродромных условиях был модернизирован специалистами ЗАО «Гефест и Т». Он прошел испытания. По состоянию на начало 2012 г. в ВВС был как минимум один модернизированный Ту-22М3М. В июле 2012 г. на авиабазе Дягилево (Рязань) испытания на боевое применение с неядерными боеприпасами (дневными ориентирно-сигнальными бомбами ДОСАБ-100) проходит самолет Ту-22М3М RF-94145.
В состав вооружения модернизированных Ту-22М3 войдет и новая крылатая ракета Х-32 с дальностью пуска до 600-1000 км. Ракета будет иметь улучшенную инерциальную систему управления с коррекцией по рельефу местности и новую активную радиолокационную головку самонаведения. Она будет комплектоваться или ядерной боевой частью ТК-56, или фугасно-кумулятивной боеголовкой.
На основании Постановления Совмина России №1080-31 от декабря 2010 г. по ГОЗ на 2011 г. и его плановый период 2012 г. и 2013 г. самолет Ту-22М борт №9804 / с/н 4898649 в рамках работ по модернизации парка Ту-22М3 был дооснащен опытным производством ОКБ им. А.Н.Туполева (ОКР «Потенциал») для проведения испытаний ракет класса «воздух-земля». Самолет оснащен специальной измерительной аппаратурой и используется для испытаний ракет Х-32 (9-А-2362) (лето 2013 г.).
Наименование Ту-22М3М впервые упомянуто в пресс-релизе МО России от 31.01.2012 г. о работе учебного центра Дальней Авиации в Рязани. В том же релизе указано, что до 2020 г. планируется модернизировать до уровня Ту-22М3М 20 бомбардировщиков (30 — по данным на конец июля 2012 г.).
Как планировало МО РФ в 2014 году ВВС должны были получить полный объем — все 10 самолетов, и уже с 2015–2016 годов выходить на график — 12 самолетов в год. В 2017 году Казанский авиазавод планировал сдать первый глубоко модернизированный бомбардировщик Ту-22М3.
Силовая установка Ту-22М3М будет идентичной Ту-160М2 (новые двигатели НК-32-02 самарского ПАО «Кузнецов»).
14 января 2016 г. директор по производству Казанского авиазавода Б.Найшуллер сообщил ТАСС, что до 2018 г. пройдут модернизацию не 30 стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 ВКС России, как об этом сообщалось ранее, а весь парк машин этого типа. На 2015 г. в строевой эксплуатации ВКС России имели 70 самолетов этого типа.
Бомбардировщики Ту-22М3 ВКС России, задействованные в контртеррористической операции в Сирии, уже доработаны установкой системы СВП-24-22. Опыт этой операции также будет учтен при доработке остального парка самолетов.
16 августа 2018 года в Казани состоялась выкатка глубокомодернизированного ракетоносца Ту-22М3М.
28 декабря 2018 года с аэродрома Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова экипаж О.В.Петунина поднял Ту-22М3М в небо. В рамках глубокой модернизации на Ту-22М3М был установлен новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. В частности, самолет получил новое навигационное, связное, прицельное оборудование, управление двигателями и топливной автоматикой, оборудование радиоэлектронной борьбы. Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолетом, упростить его техническое обслуживание и предполетную подготовку. Бортовое радиоэлектронное оборудование Ту-22М3М унифицировано с аналогичными системами Ту-160М. Результатом проведенных работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса.
Первый опытный самолет Ту-22М3М был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет компания «Туполев» в настоящее время. Следующий этап программы – глубокая модернизация первой партии строевых самолетов Ту-22М3 по результатам государственных совместных испытаний.
Источники информации:
- Ту-22М — BACKFIRE / militaryrussia.ru /
- Ту-22М3М – вторая молодость известного бомбардировщика / Военное обозрение /