Залевский Адам Иосифович

1893-1945

А.И.Залевский
А.И.Залевский

Летчик-испытатель, комдив.
Родился в марте 1893 г. в Остроленском уезде Ломженской губернии (Польша) в семье крестьянина-батрака. Поляк. Учился в школе деревни Бережное, затем в четырехклассном городском училище в г.Давидгородок, которое окончил в 1909 г. В 1901-1909 гг. одновременно с учебой работал подпаском в деревне Бережное. В 1909-1914 гг. — ученик слесаря, слесарь Пинских пароходных мастерских.
В 1914 г. призван в армию и направлен в г.Ораниенбаум, где окончил пулеметные курсы. Затем служил в пулеметной команде кирасирского полка (до января 1917 г.).
Участник Первой мировой войны. С января 1917 г. в качестве унтер-офицера служил в авиабатальоне в г.Гатчина.
В феврале — октябре 1917 г. — моторист в Севастопольской авиационной школе (после окончания курсов мотористов). Последний чин в старой армии * старший унтер-офицер.
С октября 1917 г. по февраль 1918 г, — боец красногвардейского отряда, действовавшего в районе г.Симферополь и г.Бахчисарай.
В Красной армии добровольно с февраля 1918 г. Член ВКП(б) с ноября 1918 г. Участник Гражданской войны. Воевал на Южном и Юго-Восточном фронтах. В годы войны занимал должности: моториста 1-го Севастопольского революционного авиаотряда (февраль—май 1918 г.), моториста 2-го Воронежского авиаотряда, моториста, летчика-наблюдателя и механика 22-го разведывательного авиаотряда (октябрь 1918 г. — ноябрь 1920 г.). В мае 1918 г. при оккупации немцами Крыма в районе г.Севастополь попал в плен. Из плена бежал в сентябре того же года.
После Гражданской войны на ответственных должностях в ВВС РККА.
С ноября 1920 г. — курсант Егорьевской теоретической школы летчиков. С мая 1922 г. — курсант Севастопольской школы летчиков. С августа 1923 г. по май 1924 г. — курсант Московской военной школы летчиков. После окончания школы — летчик, командир звена 4-го авиаотряда Туркестанского фронта. Участник боевых действий против басмаческих формирований.
24 сентября- 1 октября 1924 на самолете-разведчике Р-1 участвовал в одном из первых в СССР групповом перелете Ташкент-Термез-Кабул протяженностью 1390 км. Впервые в истории авиации наши летчики перелетели через горы Гиндукуша высотой до 7 тысяч метров!
До сентября 1927 г. был летчиком в афганской армии. По возвращении из Афганистана состоял в распоряжении Главного управления РККА.
С сентября 1927 г. — старший летчик, начальник отделения Научно-испытательного института (НИИ) ВВС РККА (1927-1930). Затем (до июня 1931 г.) был командиром и военным комиссаром 1-й авиаэскадрильи того же института.
3 декабря 1931 года Залевский поднял в небо «Звено-1» (ТБ-1 + 2 И-4) В.С.Вахмистрова. В «Звене-2» (август 1934) и «Звене» («Авиаматка»; ноябрь 1935) он пилотировал уже ТБ-3. Участвовал в испытаниях ТБ-1, ТБ-3 (АНТ-6) (1931), И-7 (1933), И-16.
В 1931-1932 гг. — слушатель курсов усовершенствования начальствующего состава (КУНС) ВВС при Военно-воздушной академии имени проф. Н.Е.Жуковского.
С августа 1932 г. — командир и военный комиссар авиационной бригады НИИ ВВС РККА. Под руководством Залевского воспитывались такие летчики, как В.П.Чкалов, В.К.Коккинаки, С.П.Супрун, В.А.Степанченок, В.Н.Евсеев. За глаза его называли Батей.
В 1934 г. на АНТ-6 возглавлял группу советских самолетов, совершивших полет в Польшу, Австрию, Чехословакию и Францию.
С ноября 1935 г. — слушатель Курсов усовершенствования высшего командного состава ВВС при Военно-воздушной академии имени проф. Н.Е.Жуковского. С февраля 1936 г. — слушатель оперативного факультета той же академии. С декабря 1936 г. — командир и военный комиссар авиационной бригады НИИ ВВС РККА.
Перенес 3 тяжелые аварии, в которых получил перелом ног и ребра. После аварии в 1937 был списан с летной работы, но оставлен в ВВС.
С октября 1937 г. по март 1938 г. находился в специальной командировке в Китае. Начальник базы (Алма-Ата) и авиационной трассы Алма-Ата — Ланьчжоу, связывающей Советский Союз с Китаем.
В июле 1938 г. уволен в запас РККА. В марте 1939 г. восстановлен в кадрах РККА и назначен начальником летно-экспериментальной станции завода № 1 Наркомата авиационной промышленности (г.Москва).
С апреля 1940 г. — начальник летно-испытательной станции (ЛИС) завода № 21 (г.Горький).
С октября того же года был помощником начальника НИИ ВВС РККА по самолетам. С декабря 1940 г. — врид начальника, а с января 1941 г. — начальник 4-го отдела НИИ ВВС РККА. Депутат Моссовета (1929-1930).
Арестован 18 мая 1941 г. Особым совещанием при НКВД СССР 9 мая 1942 г. по обвинению во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации приговорен к пяти годам ИТЛ. Срок отбывал в Усть-Вымьском ИТЛ. Умер в заключении 28 сентября 1945 г. Определением Военной коллегии от 17 сентября 1955 г. реабилитирован.
Награжден орденами Красного Знамени (1924), Красной Звезды (1933), афганским орденом «За храбрость».

Источники информации:

  • Расстрелянная элита РККА. Комбриги и им равные. 1937-1941 / Черушев Н.С., Черушев Ю.Н., М., 2014 /
  • Триста неизвестных / П.М.Стефановский, М., Воениздат, 1968 /
  • Рыцари пятого океана / А.Г.Рытов /
  • «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года» / В.Б. Шавров. Москва, «Машиностроение», 1986 /
  • Летчики, испытания, самолеты / Я.А.Исаенко, Н.Д.Левадный, А.М.Элькинбард, Н.Новгород, «ОАО НАЗ «Сокол», 2005 /

Помогали:

  • Major

Оставьте комментарий