сверхзвуковой всепогодный двухместный перехватчик
В 1951 г. конструкторы канадской фирмы AVRO приступили к предварительному исследованию возможностей создания преемника околозвукового истребителя-перехватчика CF-100. Были разработаны эскизные проекты самолетов С104/1 и С104/2 соответственно с однодвигательной и двухдвигательной силовыми установками. В октябре 1952 г. этим проектам дал экспертную оценку Канадский авиационный научно-исследовательский институт, в результате чего в июне 1953 г. командование ВВС Канады утвердило скорректированный проект двухдвигательного самолета с обозначением С105. В августе 1953 г. начались аэродинамические испытания 17 моделей, выполненных в масштабе от 1:80 до 1:6. Помимо продувок в аэродинамических трубах в Канаде и США, было выполнены ряд испытаний модели в свободном полете. С помощью ракеты Nike было выполнено 9 пусков в Point Petre (Канада) и 2 на полигоне NASA в США. Все запуски были успешными.
Во второй половине 1954 г. был заключен контракт на изготовление двух опытных образцов самолета, получившего название «Эрроу» и военное обозначение CF-105. Рабочее проектирование возглавил Jim Chamberlin.
Долго решался вопрос с выбором двигателя. Первоначально избранные Rolls Royce RB106 не были готовы вовремя, и выбор пал на Curtiss-Wright J67, разработка которых была прервана в начале 1955. Поэтому до доработки канадского двигателя Orenda PS-13 Iroquois, было решено использовать Pratt и Whitney J75.
В начале 1955 г. приступили к строительству первого опытного образца Mk.I, а год спустя — второго Mk.II. Строительство Mk.I было завершено летом 1957 г., первая публичная демонстрация этого самолета состоялась 4 октября 1957 г., а 25 марта 1958 г. летчик-испытатель фирмы Я.Жураковский выполнил его облет.
У самолета были прекрасные аэродинамические качества, присущие более поздним моделям истребителей. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость 2104 км /ч (1.98 М) на высоте 15 000 м. CF-105 был единственным на то время самолетом в Британском содружестве летающим на скорости более двойной скорости звука. Было построено 5 самолетов СF-105 Mk.I (6-й уже был в сборочном цехе).
Еще в 1956 г. начались подготовительные работы по запуску в серийное производство самолета модификации Mk.II c канадским ТРД Orenda Iroquois с предполагаемой поставкой 32 самолетов в конце 1959 г. Однако 20 февраля 1959 г. канадское правительство приняло решение прервать дальнейшие работы, обосновывая его экономическими соображениями (стоимость программы, включающей опытно-конструкторские работы и выпуск 100 самолетов, оценивалась в 1,6 млрд. долл.). При этом предполагалось, что более экономичной и эффективной заменой самолета CF-105 окажутся ракеты «Бомарк» класса земля-воздух. Их приобретение обошлось Канаде в 200 млн.долл. Однако в 1961 г. Канада вынуждена была закупить 64 перехватчика F-101 Voodoo за 260 млн.долл. Затем на вооружение были приняты американские самолеты «Старфайтер» F-104 фирмы «Локхид», производство которых было налажено по лицензии.
20 февраля стало «черной пятницей» канадского самолетостроения. В этот день 14000 чел. потеряло работу, а вскоре еще 35 тыс. 30 апреля 1962 г. активы AVRO Cahnada были приобретены английским объединением «Хоукер-Сиддли».
Источники информации:
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- The Avro Arrow
- Avro Canada CF-105 Arrow
- Avro Canada CF-105 «Arrow» / VAM /