МиГ-25 был солиден, строг и, увы, авариен. Только в небе Белоруссии в авариях и катастрофах были потеряны 9 самолетов МиГ-25 ( погибли 4 первоклассных летчика — капитаны Андрей Степанов, Александр Ковалевский, Александр Пивовар и подполковник Александр Новокрещинов ).
Дата | 30.10.1967 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром ЛИИ (г.Жуковский) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | ГК НИИ ВВС |
Летчик(и) | И.И.Лесников — летчик-испытатель, полковник |
Обстоятельства | Попытка установления рекорда по скороподъемности. При разгоне появился левый крен. Несмотря на попытки его устранения, крен нарастает уже с опусканием носа. Продолжая отклонять рули против кренения, лётчик выключает форсажи, но поздно — скорость не снижается, а земля рядом |
Исход | при катапультировании летчик погиб |
Причины | превышение огpаничений по приборной скорости, приведшее к реверсу элеронов |
Дата | 31.08.1968 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Горький |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25Р (Е-155Р-5) |
Эксплуатант | ГАЗ «Сокол» |
Летчик(и) | Л.И.Миненко — летчик-испытатель |
Обстоятельства | в испытательном полете на МиГ-25 на высоте 16 км и скорости 1800 км/час у самолета заклинило управление. Самолет стал неуправляемым, начал вращаться. После этого взорвались оба гидроаккумулятора |
Исход | при катапультировании летчик ударился об ручку и сломал левую ногу, а в полете еще и правую ногу |
Причины | |
Дата | 26.04.1969 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Ахтубинск Астраханской обл. |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | НИИ ВВС |
Летчик(и) | А.Л.Кадомцев — командующий авиацией ПВО, генерал-лейтенант |
Обстоятельства | пожаp двигателя |
Исход | летчик погиб |
Причины | пpичиной пожаpа стал отpыв лопатки тypбины |
Дата | 12.05.1970 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Горький (Нижний Новгород) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | ГАЗ «Сокол» |
Летчик(и) | Б.А.Варенов — лётчик-испытатель |
Обстоятельства | после достижения заданных значений скорости и высоты полета летчик перевел двигатели на режим «минимального форсажа» вместо «максимала». Вследствие этого самолет в режиме горизонтального полета не тормозился, при переходе на снижение достиг скорости и числа М, превышавших допустимые, на высоте 5 км разрушился в воздухе. |
Исход | летчик погиб |
Причины | |
Дата | 22.07.1971 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Шаталово, под Смоленском |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | 42-й ОГРАП ВВС |
Летчик(и) | Е.Старовойтов — летчик, капитан |
Обстоятельства | полет в стратосферу на отработку приемов ведения воздушной разведки объектов в оперативной глубине с комплексным использованием разведоборудования самолета. Через 7 минут 45 секунд после взлета, на высоте 20000 м при числе М=2,4 (истинная скорость 2350 км/ч) самолет вдруг резко качнуло влево. МиГ-25 завалился на бок, при этом опуская нос. Летчик выключил САУ и вручную вывел самолет в горизонтальный полёт. Но затем последовали отказы оборудования. |
Исход | летчик успешно катапультировался на высоте 150-180 м |
Причины | На 8-й минуте полета произошло обесточивание бортовой электросети из-за короткого замыкания силовых проводов генератора постоянного тока. Это привело к перегоранию предохранителей и отключению генераторов от бортовой энергосети со значительным разрядом бортовых аккумуляторов на короткое замыкание. В результате отказал также и генератор переменного тока, что вызвало резкий бросок по крену из-за отключения САУ. На 11-й минуте короткое замыкание пропало и восстановилась связь. Но падение напряжения аккумуляторных батарей было настолько значительным (с 24 до 9 вольт), что через две минуты произошел постепенный отказ радиосвязи, всего пилотажно-навигационного, электро- и радиооборудования |
Дата | 30.05.1973 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Ахтубинск |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П №808 |
Эксплуатант | ГК НИИ ВВС |
Летчик(и) | А.В.Кузнецов — летчик-испытатель |
Обстоятельства | Проводились испытания на шарнирные моменты. Требовалось проверить режимы на малой высоте и высоких скоростях. На одном из режимов самолёт неожиданно вошёл в неуправляемое вращение. |
Исход | при катапультировании летчику перебило ноги. После приземления на них Александр уже не смог дождаться спасательного вертолёта и умер от болевого шока |
Причины | перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах |
Дата | 30.06.1973 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Кубинка |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | 148-й ЦБП ВВС |
Летчик(и) | В.В.Майстренко — летчик, майор |
Обстоятельства | Готовится показ. Перед трибуной на малой высоте на скорости, близкой к предельной, проходят МиГ-25, энергично переходя в горку. На очередной репетиции крайний самолет в момент перехода в горку, резко накренившись, ударяется о землю. |
Исход | летчик погиб |
Причины | перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах |
Дата | 04.10.1973 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром ЛИИ (г.Жуковский) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | ЛИИ |
Летчик(и) | О.В.Гудков Герой Советского Союза, летчик-испытатель 1-го класса, майор. |
Обстоятельства | Расследовались причины катастроф Кузнецова и Майстренко. На высоте около 1000 метров Гудков по заданию выполнял имитационные режимы. В ответ на отклонение рулей самолет начал интенсивно вращаться и на обратное отклонение рулей не реагировал. Самолет был над городом Раменское. В 100 метрах справа оказалась текстильная фабрика, в 150 метрах слева — людный Раменский рынок, а самолет шел носом на склад текстильной фабрики |
Исход | Гудков катапультировался, но из-за вращения самолета кресло с летчиком стрельнуло в кирпичную стену склада |
Причины | перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах |
Дата | 07.08.1975 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | 47-й ОГРАП ВВС |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | во время тренировочного полета разбился самолет-разведчик |
Исход | |
Причины | |
Дата | 17.05.1977 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром ЛИИ (г.Жуковский) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ |
Эксплуатант | ЛИИ |
Летчик(и) | Э.А.Лебединский, В.И.Букреев — лётчик-испытатель |
Обстоятельства | на разбеге у МиГ-25ПУ сложилось носовая стойка шасси. В результате трения о бетон возник пожар. |
Исход | Сидевший в первой кабине В.И.Букреев получил сильные ожоги и 22 мая умер, а командир экипажа Э.А.Лебединский остался жив и невредим. |
Причины | |
Дата | 10.01.1978 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Нижегородская ГЭС |
Время | 14:00 |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | Истоминскии полк истребительной авиации войск ПВО СССР |
Летчик(и) | капитан В.Конюхов |
Обстоятельства | самолет врезался в высокий берег речки Белой |
Исход | Самолет разбился, летчик погиб |
Причины | |
Дата | 02-03.1980 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром г.Красноводск |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ПВО СССР |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | за 200 км до аэродрома остановились двигатели |
Исход | Летчик катапультировался |
Причины | После замены двигателя не затянули и не законтрили топливные трубопроводы. Топливо вытекало и просто его не хватило. |
Дата | 20.08.1980 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | 790 ИАП ПВО СССР |
Летчик(и) | майор Х.А.Муратов, начальник штаба 1-й эскадрильи военный летчик 1-го класса |
Обстоятельства | МиГ-25П разбился |
Исход | Летчик погиб |
Причины | |
Дата | 13.02.1981 |
Страна-эксплуатант | Сирия |
Место | Ливан |
Время | 13.28 |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Сирии |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | При подходе МиГ-25 израильский F-15, прикрытый облаком дипольных отражателей, вышел из засады с набором высоты. Находясь в нижней полусфере, он остался невидим для пилота МиГ-25; службы наведения предупредить летчика не смогли из-за активного глушения радиоканалов управления противником. На встречном сближении в наборе F-15 с дистанции 25 км произвел пуск ракеты и сбил МиГ-25. |
Исход | |
Причины | AIM-7F «Sparrow» попала в левую плоскость МиГ-25 |
Дата | 03.03.1981 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | 790 ИАП ПВО СССР |
Летчик(и) | подполковник В.К.Фадеев, старший штурман полка военный летчик-снайпер |
Обстоятельства | МиГ-25ПД разбился |
Исход | Летчик погиб |
Причины | |
Дата | 27.04.1981 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Савватия (г.Котлас, Архангельская область) |
Время | 18:30 |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ и МиГ-25П |
Эксплуатант | ПВО СССР |
Летчик(и) | Г.Кожевников, оператор И.Р.Некрасов, В.Тимченко (МиГ-25П) |
Обстоятельства | В ходе съемок учебного фильма с МиГ-25ПУ произошло столкновение в воздухе МиГ-25ПУ и МиГ-25П |
Исход | Экипаж МиГ-25ПУ катапультировался, МиГ-25П совершил посадку на аэродром. |
Причины | Частичный отказ управления на МиГ-25ПУ вследствие неисправности гидросистемы |
Дата | 29.07.1981 |
Страна-эксплуатант | Сирия |
Место | Ливан |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Сирии |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | Пара израильских F-15, разомкнувшись по высоте, начала преследование сирийских МиГ-21. На перехват «Иглов» вышли два МиГ-25ПД, причем один из МиГов проводил атаку на встречном курсе, а второй — с фланга. Пилот первого перехватчика, из-за срыва автоматического сопровождения, не смог произвести пyск ракет и был сбит УР «Sparrow», выпущенной ведущим пары F-15. |
Исход | |
Причины | |
Дата | 27.09.1981 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Горький |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | ГАЗ «Сокол» |
Летчик(и) | А.Г.Коновалов — Герой РФ (1997), лётчик-испытатель |
Обстоятельства | отказ двигателя при разгоне на большой высоте |
Исход | Летчик успешно катапультировался на скорости М=2.6 и высоте 18 км |
Причины | |
Дата | 10.06.1982 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | 47-й ОГРАП ВВС |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | во время полета на высоте 18000 м отказала система управления |
Исход | Пилот катапультировался, самолет упал |
Причины | |
Дата | 03.09.1982 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | 790 ИАП ПВО СССР |
Летчик(и) | подполковник В.М.Клюкин, заместитель командира полка военный летчик-снайпер |
Обстоятельства | МиГ-25ПД разбился |
Исход | Летчик погиб |
Причины | |
Дата | 15.03.1984 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Щучин (Белоруссия) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25БМ |
Эксплуатант | 10 ОРАП |
Летчик(и) | подполковник Шабалин |
Обстоятельства | взрыв бака №6, повреждение управления |
Исход | перед самым касанием земли управление отказало окончательно, лётчик катапультировался. Самолёт сел на брюхо |
Причины | |
Дата | 12.04.1984 |
Страна-эксплуатант | Болгария |
Место | вблизи г.Бальчик (Болгария) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБТ (б/н «736») |
Эксплуатант | ВВС Болгарии |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | После внезапной ухудшения погоды самолет направили на запасной аэродром, но горючего не хватило. |
Исход | летчик успешно катапультировался |
Причины | полная выработка топлива |
Дата | 01.09.1986 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Щучин |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25БМ |
Эксплуатант | 10-й отдельный Московско-Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова разведывательный полк (аэродром г.Щучина, Гродненская обл.) |
Летчик(и) | л-т В.Поступной |
Обстоятельства | посадка с не успевшими выйти и встать на замки шасси |
Исход | самолет разрушился и сгорел |
Причины | |
Дата | 19.09.1986 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | у деревни Славичи (Белоруссия) |
Время | 11:19 |
Самолет(ы) | МиГ-25БМ б/н 26 |
Эксплуатант | 10-й отдельный Московско-Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова разведывательный полк (аэродром г.Щучина, Гродненская обл.) |
Летчик(и) | капитан Г.В.Шепелев |
Обстоятельства | при выполнении облета самолет потерял управление. На высоте 15700 м и приборной скорости 1070 км/час самолет затрясло, резко бросило в левый крен под 80 гр. |
Исход | летчик катапультировался на высоте 16200 м. Парашют раскрылся только на высоте 3000 м. |
Причины | пожар левого двигателя |
Дата | 05.1987 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | район Новгорода (?) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ПВО |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | |
Исход | летчик погиб |
Причины | |
Дата | 11.02.1988 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | юг Белоруссии |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ПВО |
Летчик(и) | В.Эчкенко |
Обстоятельства | Вскоре после взлета отказала радиостанция. Не убранное шасси привело к перерасходу топлива. За несколько сот метров до начала ВПП, опасаясь что топливо закончится, пилот катапультировался, направив самолет на лес |
Исход | |
Причины | малый налет летчика |
Дата | 02.03.1989 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Бжег (Польша) |
Время | 13:00 |
Самолет(ы) | МиГ-25РУ |
Эксплуатант | 164-й Гвардейский Керченский ОРАП |
Летчик(и) | капитан В.Гриник, лейтенант А.Зиголенко |
Обстоятельства | Отработка техники пилотирования по приборам. Срыв в штопор из-за потери скорости на боевом развороте на высоте 5200 м, неправильные действия Зиголенко по выводу |
Исход | Катапультирование на высоте 480 м при скорости снижения 110 м/с. Парашют Зиголенко сгорел от взрыва самолета, парашют Гриника наполнился в момент касания земли. Экипаж погиб |
Причины | |
Дата | 22.07.1989 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Кустанай |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | 764 ИАП |
Летчик(и) | старший лейтенант Маркизов |
Обстоятельства | При выполнении перелета с аэродрома Камбала на аэродром Кустанай потерпел аварию МиГ-25ПДС |
Исход | Самолет упал в р.Тобол в черте г.Кустанай. Летчик успешно катапультировался |
Причины | |
Дата | 20.03.1990 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | 790 ИАП ПВО СССР |
Летчик(и) | старший лейтенант К.А.Бабаханов |
Обстоятельства | МиГ-25ПД разбился на посадке |
Исход | Летчик погиб, самолет упал между торцом ВПП и ближним приводом |
Причины | |
Дата | 21.09.1990 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Насосный (Азербайджан) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | 82 ИАП |
Летчик(и) | майор А.С.Рассахатский |
Обстоятельства | Проблема с топливной системой |
Исход | Летчик успешно катапультировался |
Причины | |
Дата | 18.10.1990 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Летнеозерск |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | |
Летчик(и) | полковник А.А.Красниченко |
Обстоятельства | |
Исход | Летчик успешно катапультировался |
Причины | |
Дата | 19.01.1991 |
Страна-эксплуатант | Ирак |
Место | Ирак |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Ирака |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | истpебитель F-15C 58 эскадpильи 33 авиакpыла (сеpийный номеp 85099), пилотиpyемый капитаном Питтсом, yничтожил МиГ-25П pакетой AIM-7 |
Исход | |
Причины | |
Дата | 19.01.1991 |
Страна-эксплуатант | Ирак |
Место | Ирак |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Ирака |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | истpебитель F-15C 58 эскадpильи 33 авиакpыла (сеpийный номеp 85101), пилотиpyемый капитаном Тyллини, yничтожил МиГ-25П pакетой AIM-7 |
Исход | |
Причины | |
Дата | 03.10.1991 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ |
Эксплуатант | |
Летчик(и) | полковник А.М.Миронов, ст.лейтенант А.М.Аксутик |
Обстоятельства | Пожар правого двигателя |
Исход | Летчики успешно катапультировались |
Причины | |
Дата | 21.02.1992 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Щучин (Белоруссия) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РУ |
Эксплуатант | 10-й орап |
Летчик(и) | к-ны А.Ковалевский и А.Степанов |
Обстоятельства | Полет в зону(утренние полеты). Через 5-7 мин после взлета пропала отметка от самолета. |
Исход | Экипаж погиб |
Причины | не выяснены |
Дата | 20.08.1992 |
Страна-эксплуатант | Азербайджан |
Место | село Члдран (Нагорный Карабах) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Азербайджана |
Летчик(и) | капитан Ю.В.Беличенко |
Обстоятельства | сбит наземной ПВО |
Исход | Беличенко катапультировался, но в мае 1994 был приговорен к смертной казни, как наемник |
Причины | |
Дата | 21.10.1992 |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Щучин (Белоруссия) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РУ |
Эксплуатант | 151 ап РЭБ |
Летчик(и) | п/полковник А.П.Новокрещинов, капитан А.Пивовар |
Обстоятельства | Перегон самолётов в Барановичи после расформирования 151 орап. Т.к. полёт был последним хотели выполнить переворот над аэродромом. После выполнения полубочки перетянули ручку и сорвались в штопор. |
Исход | Экипаж погиб |
Причины | Срыв в штопор |
Дата | 1992-93 |
Страна-эксплуатант | Азербайджан |
Место | Нагорный Карабах |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | ВВС Азербайджана |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | сбит наземной ПВО |
Исход | |
Причины | |
Дата | 25.12.1992 |
Страна-эксплуатант | Ирак |
Место | Ирак |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Ирака |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | два истребителя F-16 ВВС США, впервые применив УР AIM 120 AMRAAM, сбили иpакский МиГ-25 |
Исход | |
Причины | |
Дата | 1993 |
Страна-эксплуатант | Азербайджан |
Место | аэродром Насосный |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | ВВС Азербайджана |
Летчик(и) | Вердиев Эльхан |
Обстоятельства | На взлете не справился с управлением |
Исход | Летчик погиб |
Причины | |
Дата | 10.12.1996 |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | аэродром Мончегорск (Мурманская область) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ |
Эксплуатант | ВВС России |
Летчик(и) | подполковник В.П.Ёлкин, подполковник Ю.Ю.Плавуцкий |
Обстоятельства | при взлете истребитель сошел с ВПП и начал разрушаться |
Исход | Примерно за 1с до полного разрушения конструкции самолета экипаж привел в действие систему аварийного покидания. Сброс фонарей кабин произошел штатно. Но из-за разрушения конструкции самолета и, как следствие, нарушения кинематики приведения в действие средств спасения не были обеспечены начальная скорость выхода и безопасная траектория движения кресла летчика из 1-й кабины, что привело к его гибели. Система катапультирования 2-й кабины не сработала. В результате столкновения с препятствиями штурман экипажа получил компрессионный перелом позвоночника. |
Причины | разрушение правой стойки шасси по среднему узлу, что привело к сходу самолета с ВПП и его столкновению с естественными препятствиями на местности. |
Дата | 02.07.2003 |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | в нескольких километрах от деревни Нижний Ют (Мурманская область) |
Время | 16:28 (МСК) |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | ВВС России |
Летчик(и) | майор А.Рябов |
Обстоятельства | при взлете у истребителя отказал двигатель |
Исход | летчик успел катапультироваться, а самолет упал в небольшое озеро у горы Нюд на окраине Мончегорска. |
Причины |
- «Взлетная полоса длиною в жизнь» / В.Н.Кондауров, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2000 /
- «Летчики, самолеты, испытания» / А.А.Щербаков, М., 1998 /
- «Испытатели ЛИИ» ( В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 )
- Мемориал испытателей
Помогали:
- Moss
- А.А.Симонов
Не все аварии указаны. Где то в конце 70-х, кажется 1977-й год в Горьком, облет после завода ГАЗИСО, катастрофа МиГ-25, самолет упал рядом с ГЭС с трудом пилоты увели, на берегу горьковского водохранилища.
Дальше — весной, или в феврале 1980-го в Красноводске, при возвращении на аэродром за 200км до него остановились двигатели. Пилот катапультировался. Не затянули и не законтрили топливные трубопроводы, после замены двигателя. Топливо вытекало и просто его не хватило.
27 апреля 1981 года при проведении полётов в небе над Котласом (Архангельская область) столкнулись два истребителя МиГ-25П и ПУ. ПУ упал, пилоты катапультировались, а П с повреждением правого крыла сел.
случаи с топливными трубопроводами и столкновением двух самолётов указаны в таблице.Светлая память всем ушедшим в небеса.
Этого случая тоже нет в таблице.
31 августа 1968 года в испытательном полете на разгон и потолок (т.е. на максимальную высоту, которую способен самолет набрать) во время набора на высоте 16 км и скорости более 2000 км/час из-за взрыва гидроаккумуляторов в основной и бустерной гидросистемах отказало управление. Ручка управления самолетом ушла вправо до упора, самолет начал вращаться вокруг продольной оси. Решение на катапультирование летчик-испытатель Леонид Иванович Миненко принял после того, как убедился в том, что самолет не управляется. Кресло КМ-1 спасло жизнь пилоту, но результатом стали поломанные ноги. Л.И. Миненко, однако, продолжал и после последнего полета службу в родном лет- но-испытательном подразделении.
Смотрел документальный фильм про изучение причин конструктивного недостатка МИГ-25 «неуправляемое вращение». Подробностей не помню. Только у лётчика-испытателя не получалось выйти на этот режим намеренно. И вот при случайном попадании самолёта в этот режим лётчик не катапультировался, а стал комментировать свои действия как Г. Кузнецов при «подхвате» Ту-104. Помню только концовку фильма. На бортовом магнитофоне последнее слово было не разборчиво: то-ли Прощайте, то-ли Вращает. Край как нужно знать Название фильма и Имя героя. Помогите найти. С уважением, Илюшин Александр
Катастрофа О.В.Гудкова на МиГ-25 https://testpilot.ru/base/2010/05/gudkov-o-v/
Олег Гудков «Дороже золота» (Крылья России)
Дата 10.01.1978
Летчик(и) капитан В.Конюхов
Обстоятельства самолет врезался в высокий берег речки Белой Исход Самолет разбился, летчик погиб
Причины:
поднимали 3 самолёта по тревоге на кольский пугать чёрного дрозда.
При возвращении третьему самолёту не хватило места на полосе и он пошёл на второй круг.
В районе г. Заволжье из-за невысокой скорости встали двигатели.
Катапультироваться не стал, пытался спасти самолёт и плотину (угроза затопить г. Горький в -25)
Пытался дотянуть до кукурузного поля, не хватило высоты 10-20 метров.
Информация со слов сослуживцев, кто был в тот день там.
По катастрофе МиГ 25пу, Ёлкин-Плавуцкий. Из книги лётчика-испытателя Орлова : «Узлы и детали, изготовленные из особой высокопрочной стали, но с нарушениями технологического процесса термообработки, имели обыкновение разрушаться в самый неподходящий момент, причем необязательно при максимальной нагрузке. Как-то ночью внезапно отломилась основная стойка у МиГ-25, спокойно стоявшего на площадке, к счастью, под самолетом никого не было: по достоверным слухам, такое же случилось на посадке у одного транспортного самолета. У МиГ-23 из этой стали сделаны основные силовые элементы фюзеляжа и крыла, и однажды в полете крыло отломилось. Это произошло, когда самолет пилотировал летчик-испытатель нашей фирмы Фастовец.»
1977 год. Буялык. Миг-25рб. К-р полка п/п-к Бахтин. При полете на ТБ на высоте 20000м летчик потерял сознание вследствие отсоединения кислородного шланга. Самолёт начал снижаться на форсаже и разрушился в воздухе.
1983 год. Ливия. Аэродром Майтига. Эскадрилья 1035. Миг-25р. При полете над морем летчик потерял пространственную ориентировку и катапультировался. Самолёт налетал 50 часов.
Поправки к таблице: авария 3.10.91, Хотилово, ночь ПМУ, командир экипажа – командир аэ подполковник Миронов А.М., летчик – ст. лейтенант Аксютик А.М. При выполнении взлета в момент отрыва сработала речевая информация «Пожар левого двигателя», а через 17 с после отрыва самолета на высоте 150 м – «Пожар правого двигателя». По команде РП экипаж катапультировался.
Поправки к таблице:
авария 3.10.91, Хотилово, эксплуатант — 790 иап;
катастрофа 10.12.96, Мончегорск, начальник ВОТП полка подполковник Елкин В.П. не штурман, а командир экипажа, эксплуатант — 458 гв. иап
Примерно летом 1981-го над Шименовском днем взорвался на большой высоте МиГ-25, но тогда сказали, что летчик погиб, а фюзеляж самолета вертолетом притащили к нам на аэродром арм авиации (быстро забрали). Если указанный в таблице от 06.1981 он, то чего на Дальнем Востоке забыл 47 ОГРАП?
поправка к комментарию «над Шимановском Амурской обл.»
Хочу рассказать еще о двух происшествиях (авария и катастрофа) имевших место в нашем 164 ОГРАП (Бжег, Польша), не вошедших в приведенную таблицу.
В начале 1978 года (не помню месяц и число) ночью в СМУ (нижняя граница облаков в районе 1000 метров и видимость 10 км) во время захода на посадку на МиГ-25РБ катапультировался командир звена из 1-ой эскадрильи гв. майор Александр Левченко. На удалении 6 км от ВПП он вдруг доложил: «605-й отказало…» и отметка от самолета пропала. Катапультировался он благополучно и уже через полчаса был в высотке. Левченко опытный летчик, он из той кагоры немногих строевых пилотов, которые вылетали на МиГ-25 сразу самостоятельно, так как «спарок» МиГ-25У тогда еще не было. По его докладу при заходе на посадку самолет вдруг вздыбился с энергичной потерей скорости и начал валиться. Высота была 300 метров и единственно правильное решение было прыгать. Скорее всего Левченко допустил провал скорости и выход самолета на 2-й режим полета с последующим сваливаем. Особых последствий для Левченко за эту аварию не было.
5 января 1979 года случилась катастрофа МиГ-25РБ — погиб командир полка гв. полковник Копейки. Это была суббота и летали короткую смену День при УМП спешили подтвердить класс. Реальная погода поначалу была с нижним краем 300 — 350 метров и видимостью 10 километров., верхний край облачности был на высоте 1000 — 1100 метров. Выше — безоблачно.
К концу смены нижний край приподнялся до 400 — 450 метров и появились разрывы в облаках. Но мы, «зажмурившись», продолжали упорно летать минимум 300 х 3000. В облаках было интенсивное обледенение. После посадки мы с Толей Барановым на Як-28Р рулили мимо ЦЗ на повторный вылет по кругу. К нашему самолету, потребовав остановиться, подошел командир полка Копейки вместе со своим замом по ИАС. Копейки отломил лед, который нарос у нас на противофлаттерных грузах и махнул рукой — рулите дальше. Тогда я еще не знал, что видел командира в последний раз. Копейки дал команду по кругу не летать, а выполнять заход «с прямой», чтобы уменьшить время нахождения в облаках.
Наш командир до назначения на эту должность был замом и летал только на Як-28. Став командиром, он начал осваивать МиГ-25РБ. В ту смену он выполнил 2 контрольных полета на «парке» и вылетел самостоятельно днем при УМП. Это был его последний полет. После взлета самолет набрал 900 -1000 метров высоты и начал валиться влево с опусканием носа. С землей он столкнулся практически вертикально.
После расшифровки записей МСРП было установлено, что самолет так повел себя в следствие отклонения ручки управления. Маловероятно, что такой опытный летчик, как Копейки, мог потерять пространственную ориентировку. Мы два дня подряд развернутым строем по снежной целине прошли весь путь от ВПП до места падения — искали подтверждения версии о столкновении с птицей, но ничего не нашли.
В официальном Акте расследования было записано, что катастрофа произошла из-за потери летчиком работоспособности, причина которой не установлена.
1991 год, 764 ИАП, ( Б.Савино)
Ушёл в зону и катапультировался ст.л-т Маркизов — по остатку топлива.
Весь полк (!) пришёл на честном слове … многие садились с ходу…