МиГ-25 был солиден, строг и, увы, авариен. Только в небе Белоруссии в авариях и катастрофах были потеряны 9 самолетов МиГ-25 ( погибли 4 первоклассных летчика — капитаны Андрей Степанов, Александр Ковалевский, Александр Пивовар и подполковник Александр Новокрещинов ).
Дата | 30.10.1967 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром ЛИИ (г.Жуковский) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | ГК НИИ ВВС |
Летчик(и) | И.И.Лесников — летчик-испытатель, полковник |
Обстоятельства | Попытка установления рекорда по скороподъемности. При разгоне появился левый крен. Несмотря на попытки его устранения, крен нарастает уже с опусканием носа. Продолжая отклонять рули против кренения, лётчик выключает форсажи, но поздно — скорость не снижается, а земля рядом |
Исход | при катапультировании летчик погиб |
Причины | превышение огpаничений по приборной скорости, приведшее к реверсу элеронов |
Дата | 31.08.1968 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Горький |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25Р (Е-155Р-5) |
Эксплуатант | ГАЗ «Сокол» |
Летчик(и) | Л.И.Миненко — летчик-испытатель |
Обстоятельства | в испытательном полете на МиГ-25 на высоте 16 км и скорости 1800 км/час у самолета заклинило управление. Самолет стал неуправляемым, начал вращаться. После этого взорвались оба гидроаккумулятора |
Исход | при катапультировании летчик ударился об ручку и сломал левую ногу, а в полете еще и правую ногу |
Причины | |
Дата | 26.04.1969 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Ахтубинск Астраханской обл. |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | НИИ ВВС |
Летчик(и) | А.Л.Кадомцев — командующий авиацией ПВО, генерал-лейтенант |
Обстоятельства | пожаp двигателя |
Исход | летчик погиб |
Причины | пpичиной пожаpа стал отpыв лопатки тypбины |
Дата | 12.05.1970 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Горький (Нижний Новгород) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | ГАЗ «Сокол» |
Летчик(и) | Б.А.Варенов — лётчик-испытатель |
Обстоятельства | после достижения заданных значений скорости и высоты полета летчик перевел двигатели на режим «минимального форсажа» вместо «максимала». Вследствие этого самолет в режиме горизонтального полета не тормозился, при переходе на снижение достиг скорости и числа М, превышавших допустимые, на высоте 5 км разрушился в воздухе. |
Исход | летчик погиб |
Причины | |
Дата | 22.07.1971 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Шаталово, под Смоленском |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | 42-й ОГРАП ВВС |
Летчик(и) | Е.Старовойтов — летчик, капитан |
Обстоятельства | полет в стратосферу на отработку приемов ведения воздушной разведки объектов в оперативной глубине с комплексным использованием разведоборудования самолета. Через 7 минут 45 секунд после взлета, на высоте 20000 м при числе М=2,4 (истинная скорость 2350 км/ч) самолет вдруг резко качнуло влево. МиГ-25 завалился на бок, при этом опуская нос. Летчик выключил САУ и вручную вывел самолет в горизонтальный полёт. Но затем последовали отказы оборудования. |
Исход | летчик успешно катапультировался на высоте 150-180 м |
Причины | На 8-й минуте полета произошло обесточивание бортовой электросети из-за короткого замыкания силовых проводов генератора постоянного тока. Это привело к перегоранию предохранителей и отключению генераторов от бортовой энергосети со значительным разрядом бортовых аккумуляторов на короткое замыкание. В результате отказал также и генератор переменного тока, что вызвало резкий бросок по крену из-за отключения САУ. На 11-й минуте короткое замыкание пропало и восстановилась связь. Но падение напряжения аккумуляторных батарей было настолько значительным (с 24 до 9 вольт), что через две минуты произошел постепенный отказ радиосвязи, всего пилотажно-навигационного, электро- и радиооборудования |
Дата | 30.05.1973 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Ахтубинск |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П №808 |
Эксплуатант | ГК НИИ ВВС |
Летчик(и) | А.В.Кузнецов — летчик-испытатель |
Обстоятельства | Проводились испытания на шарнирные моменты. Требовалось проверить режимы на малой высоте и высоких скоростях. На одном из режимов самолёт неожиданно вошёл в неуправляемое вращение. |
Исход | при катапультировании летчику перебило ноги. После приземления на них Александр уже не смог дождаться спасательного вертолёта и умер от болевого шока |
Причины | перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах |
Дата | 30.06.1973 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Кубинка |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | 148-й ЦБП ВВС |
Летчик(и) | В.В.Майстренко — летчик, майор |
Обстоятельства | Готовится показ. Перед трибуной на малой высоте на скорости, близкой к предельной, проходят МиГ-25, энергично переходя в горку. На очередной репетиции крайний самолет в момент перехода в горку, резко накренившись, ударяется о землю. |
Исход | летчик погиб |
Причины | перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах |
Дата | 04.10.1973 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром ЛИИ (г.Жуковский) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | ЛИИ |
Летчик(и) | О.В.Гудков Герой Советского Союза, летчик-испытатель 1-го класса, майор. |
Обстоятельства | Расследовались причины катастроф Кузнецова и Майстренко. На высоте около 1000 метров Гудков по заданию выполнял имитационные режимы. В ответ на отклонение рулей самолет начал интенсивно вращаться и на обратное отклонение рулей не реагировал. Самолет был над городом Раменское. В 100 метрах справа оказалась текстильная фабрика, в 150 метрах слева — людный Раменский рынок, а самолет шел носом на склад текстильной фабрики |
Исход | Гудков катапультировался, но из-за вращения самолета кресло с летчиком стрельнуло в кирпичную стену склада |
Причины | перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах |
Дата | 07.08.1975 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | 47-й ОГРАП ВВС |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | во время тренировочного полета разбился самолет-разведчик |
Исход | |
Причины | |
Дата | 17.05.1977 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром ЛИИ (г.Жуковский) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ |
Эксплуатант | ЛИИ |
Летчик(и) | Э.А.Лебединский, В.И.Букреев — лётчик-испытатель |
Обстоятельства | на разбеге у МиГ-25ПУ сложилось носовая стойка шасси. В результате трения о бетон возник пожар. |
Исход | Сидевший в первой кабине В.И.Букреев получил сильные ожоги и 22 мая умер, а командир экипажа Э.А.Лебединский остался жив и невредим. |
Причины | |
Дата | 10.01.1978 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Нижегородская ГЭС |
Время | 14:00 |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | Истоминскии полк истребительной авиации войск ПВО СССР |
Летчик(и) | капитан В.Конюхов |
Обстоятельства | самолет врезался в высокий берег речки Белой |
Исход | Самолет разбился, летчик погиб |
Причины | |
Дата | 02-03.1980 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром г.Красноводск |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ПВО СССР |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | за 200 км до аэродрома остановились двигатели |
Исход | Летчик катапультировался |
Причины | После замены двигателя не затянули и не законтрили топливные трубопроводы. Топливо вытекало и просто его не хватило. |
Дата | 20.08.1980 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | 790 ИАП ПВО СССР |
Летчик(и) | майор Х.А.Муратов, начальник штаба 1-й эскадрильи военный летчик 1-го класса |
Обстоятельства | МиГ-25П разбился |
Исход | Летчик погиб |
Причины | |
Дата | 13.02.1981 |
Страна-эксплуатант | Сирия |
Место | Ливан |
Время | 13.28 |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Сирии |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | При подходе МиГ-25 израильский F-15, прикрытый облаком дипольных отражателей, вышел из засады с набором высоты. Находясь в нижней полусфере, он остался невидим для пилота МиГ-25; службы наведения предупредить летчика не смогли из-за активного глушения радиоканалов управления противником. На встречном сближении в наборе F-15 с дистанции 25 км произвел пуск ракеты и сбил МиГ-25. |
Исход | |
Причины | AIM-7F «Sparrow» попала в левую плоскость МиГ-25 |
Дата | 03.03.1981 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | 790 ИАП ПВО СССР |
Летчик(и) | подполковник В.К.Фадеев, старший штурман полка военный летчик-снайпер |
Обстоятельства | МиГ-25ПД разбился |
Исход | Летчик погиб |
Причины | |
Дата | 27.04.1981 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Савватия (г.Котлас, Архангельская область) |
Время | 18:30 |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ и МиГ-25П |
Эксплуатант | ПВО СССР |
Летчик(и) | Г.Кожевников, оператор И.Р.Некрасов, В.Тимченко (МиГ-25П) |
Обстоятельства | В ходе съемок учебного фильма с МиГ-25ПУ произошло столкновение в воздухе МиГ-25ПУ и МиГ-25П |
Исход | Экипаж МиГ-25ПУ катапультировался, МиГ-25П совершил посадку на аэродром. |
Причины | Частичный отказ управления на МиГ-25ПУ вследствие неисправности гидросистемы |
Дата | 29.07.1981 |
Страна-эксплуатант | Сирия |
Место | Ливан |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Сирии |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | Пара израильских F-15, разомкнувшись по высоте, начала преследование сирийских МиГ-21. На перехват «Иглов» вышли два МиГ-25ПД, причем один из МиГов проводил атаку на встречном курсе, а второй — с фланга. Пилот первого перехватчика, из-за срыва автоматического сопровождения, не смог произвести пyск ракет и был сбит УР «Sparrow», выпущенной ведущим пары F-15. |
Исход | |
Причины | |
Дата | 27.09.1981 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Горький |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | ГАЗ «Сокол» |
Летчик(и) | А.Г.Коновалов — Герой РФ (1997), лётчик-испытатель |
Обстоятельства | отказ двигателя при разгоне на большой высоте |
Исход | Летчик успешно катапультировался на скорости М=2.6 и высоте 18 км |
Причины | |
Дата | 10.06.1982 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | 47-й ОГРАП ВВС |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | во время полета на высоте 18000 м отказала система управления |
Исход | Пилот катапультировался, самолет упал |
Причины | |
Дата | 03.09.1982 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | 790 ИАП ПВО СССР |
Летчик(и) | подполковник В.М.Клюкин, заместитель командира полка военный летчик-снайпер |
Обстоятельства | МиГ-25ПД разбился |
Исход | Летчик погиб |
Причины | |
Дата | 15.03.1984 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Щучин (Белоруссия) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25БМ |
Эксплуатант | 10 ОРАП |
Летчик(и) | подполковник Шабалин |
Обстоятельства | взрыв бака №6, повреждение управления |
Исход | перед самым касанием земли управление отказало окончательно, лётчик катапультировался. Самолёт сел на брюхо |
Причины | |
Дата | 12.04.1984 |
Страна-эксплуатант | Болгария |
Место | вблизи г.Бальчик (Болгария) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБТ (б/н «736») |
Эксплуатант | ВВС Болгарии |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | После внезапной ухудшения погоды самолет направили на запасной аэродром, но горючего не хватило. |
Исход | летчик успешно катапультировался |
Причины | полная выработка топлива |
Дата | 01.09.1986 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Щучин |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25БМ |
Эксплуатант | 10-й отдельный Московско-Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова разведывательный полк (аэродром г.Щучина, Гродненская обл.) |
Летчик(и) | л-т В.Поступной |
Обстоятельства | посадка с не успевшими выйти и встать на замки шасси |
Исход | самолет разрушился и сгорел |
Причины | |
Дата | 19.09.1986 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | у деревни Славичи (Белоруссия) |
Время | 11:19 |
Самолет(ы) | МиГ-25БМ б/н 26 |
Эксплуатант | 10-й отдельный Московско-Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова разведывательный полк (аэродром г.Щучина, Гродненская обл.) |
Летчик(и) | капитан Г.В.Шепелев |
Обстоятельства | при выполнении облета самолет потерял управление. На высоте 15700 м и приборной скорости 1070 км/час самолет затрясло, резко бросило в левый крен под 80 гр. |
Исход | летчик катапультировался на высоте 16200 м. Парашют раскрылся только на высоте 3000 м. |
Причины | пожар левого двигателя |
Дата | 05.1987 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | район Новгорода (?) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ПВО |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | |
Исход | летчик погиб |
Причины | |
Дата | 11.02.1988 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | юг Белоруссии |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ПВО |
Летчик(и) | В.Эчкенко |
Обстоятельства | Вскоре после взлета отказала радиостанция. Не убранное шасси привело к перерасходу топлива. За несколько сот метров до начала ВПП, опасаясь что топливо закончится, пилот катапультировался, направив самолет на лес |
Исход | |
Причины | малый налет летчика |
Дата | 02.03.1989 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Бжег (Польша) |
Время | 13:00 |
Самолет(ы) | МиГ-25РУ |
Эксплуатант | 164-й Гвардейский Керченский ОРАП |
Летчик(и) | капитан В.Гриник, лейтенант А.Зиголенко |
Обстоятельства | Отработка техники пилотирования по приборам. Срыв в штопор из-за потери скорости на боевом развороте на высоте 5200 м, неправильные действия Зиголенко по выводу |
Исход | Катапультирование на высоте 480 м при скорости снижения 110 м/с. Парашют Зиголенко сгорел от взрыва самолета, парашют Гриника наполнился в момент касания земли. Экипаж погиб |
Причины | |
Дата | 22.07.1989 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Кустанай |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | 764 ИАП |
Летчик(и) | старший лейтенант Маркизов |
Обстоятельства | При выполнении перелета с аэродрома Камбала на аэродром Кустанай потерпел аварию МиГ-25ПДС |
Исход | Самолет упал в р.Тобол в черте г.Кустанай. Летчик успешно катапультировался |
Причины | |
Дата | 20.03.1990 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | 790 ИАП ПВО СССР |
Летчик(и) | старший лейтенант К.А.Бабаханов |
Обстоятельства | МиГ-25ПД разбился на посадке |
Исход | Летчик погиб, самолет упал между торцом ВПП и ближним приводом |
Причины | |
Дата | 21.09.1990 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Насосный (Азербайджан) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | 82 ИАП |
Летчик(и) | майор А.С.Рассахатский |
Обстоятельства | Проблема с топливной системой |
Исход | Летчик успешно катапультировался |
Причины | |
Дата | 18.10.1990 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Летнеозерск |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | |
Летчик(и) | полковник А.А.Красниченко |
Обстоятельства | |
Исход | Летчик успешно катапультировался |
Причины | |
Дата | 19.01.1991 |
Страна-эксплуатант | Ирак |
Место | Ирак |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Ирака |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | истpебитель F-15C 58 эскадpильи 33 авиакpыла (сеpийный номеp 85099), пилотиpyемый капитаном Питтсом, yничтожил МиГ-25П pакетой AIM-7 |
Исход | |
Причины | |
Дата | 19.01.1991 |
Страна-эксплуатант | Ирак |
Место | Ирак |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Ирака |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | истpебитель F-15C 58 эскадpильи 33 авиакpыла (сеpийный номеp 85101), пилотиpyемый капитаном Тyллини, yничтожил МиГ-25П pакетой AIM-7 |
Исход | |
Причины | |
Дата | 03.10.1991 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ |
Эксплуатант | |
Летчик(и) | полковник А.М.Миронов, ст.лейтенант А.М.Аксутик |
Обстоятельства | Пожар правого двигателя |
Исход | Летчики успешно катапультировались |
Причины | |
Дата | 21.02.1992 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Щучин (Белоруссия) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РУ |
Эксплуатант | 10-й орап |
Летчик(и) | к-ны А.Ковалевский и А.Степанов |
Обстоятельства | Полет в зону(утренние полеты). Через 5-7 мин после взлета пропала отметка от самолета. |
Исход | Экипаж погиб |
Причины | не выяснены |
Дата | 20.08.1992 |
Страна-эксплуатант | Азербайджан |
Место | село Члдран (Нагорный Карабах) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Азербайджана |
Летчик(и) | капитан Ю.В.Беличенко |
Обстоятельства | сбит наземной ПВО |
Исход | Беличенко катапультировался, но в мае 1994 был приговорен к смертной казни, как наемник |
Причины | |
Дата | 21.10.1992 |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Щучин (Белоруссия) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РУ |
Эксплуатант | 151 ап РЭБ |
Летчик(и) | п/полковник А.П.Новокрещинов, капитан А.Пивовар |
Обстоятельства | Перегон самолётов в Барановичи после расформирования 151 орап. Т.к. полёт был последним хотели выполнить переворот над аэродромом. После выполнения полубочки перетянули ручку и сорвались в штопор. |
Исход | Экипаж погиб |
Причины | Срыв в штопор |
Дата | 1992-93 |
Страна-эксплуатант | Азербайджан |
Место | Нагорный Карабах |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | ВВС Азербайджана |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | сбит наземной ПВО |
Исход | |
Причины | |
Дата | 25.12.1992 |
Страна-эксплуатант | Ирак |
Место | Ирак |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Ирака |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | два истребителя F-16 ВВС США, впервые применив УР AIM 120 AMRAAM, сбили иpакский МиГ-25 |
Исход | |
Причины | |
Дата | 1993 |
Страна-эксплуатант | Азербайджан |
Место | аэродром Насосный |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | ВВС Азербайджана |
Летчик(и) | Вердиев Эльхан |
Обстоятельства | На взлете не справился с управлением |
Исход | Летчик погиб |
Причины | |
Дата | 10.12.1996 |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | аэродром Мончегорск (Мурманская область) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ |
Эксплуатант | ВВС России |
Летчик(и) | подполковник В.П.Ёлкин, подполковник Ю.Ю.Плавуцкий |
Обстоятельства | при взлете истребитель сошел с ВПП и начал разрушаться |
Исход | Примерно за 1с до полного разрушения конструкции самолета экипаж привел в действие систему аварийного покидания. Сброс фонарей кабин произошел штатно. Но из-за разрушения конструкции самолета и, как следствие, нарушения кинематики приведения в действие средств спасения не были обеспечены начальная скорость выхода и безопасная траектория движения кресла летчика из 1-й кабины, что привело к его гибели. Система катапультирования 2-й кабины не сработала. В результате столкновения с препятствиями штурман экипажа получил компрессионный перелом позвоночника. |
Причины | разрушение правой стойки шасси по среднему узлу, что привело к сходу самолета с ВПП и его столкновению с естественными препятствиями на местности. |
Дата | 02.07.2003 |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | в нескольких километрах от деревни Нижний Ют (Мурманская область) |
Время | 16:28 (МСК) |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | ВВС России |
Летчик(и) | майор А.Рябов |
Обстоятельства | при взлете у истребителя отказал двигатель |
Исход | летчик успел катапультироваться, а самолет упал в небольшое озеро у горы Нюд на окраине Мончегорска. |
Причины |
- «Взлетная полоса длиною в жизнь» / В.Н.Кондауров, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2000 /
- «Летчики, самолеты, испытания» / А.А.Щербаков, М., 1998 /
- «Испытатели ЛИИ» ( В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 )
- Мемориал испытателей
Помогали:
- Moss
- А.А.Симонов
Не все аварии указаны. Где то в конце 70-х, кажется 1977-й год в Горьком, облет после завода ГАЗИСО, катастрофа МиГ-25, самолет упал рядом с ГЭС с трудом пилоты увели, на берегу горьковского водохранилища.
Дальше — весной, или в феврале 1980-го в Красноводске, при возвращении на аэродром за 200км до него остановились двигатели. Пилот катапультировался. Не затянули и не законтрили топливные трубопроводы, после замены двигателя. Топливо вытекало и просто его не хватило.
27 апреля 1981 года при проведении полётов в небе над Котласом (Архангельская область) столкнулись два истребителя МиГ-25П и ПУ. ПУ упал, пилоты катапультировались, а П с повреждением правого крыла сел.
Этого случая тоже нет в таблице.
31 августа 1968 года в испытательном полете на разгон и потолок (т.е. на максимальную высоту, которую способен самолет набрать) во время набора на высоте 16 км и скорости более 2000 км/час из-за взрыва гидроаккумуляторов в основной и бустерной гидросистемах отказало управление. Ручка управления самолетом ушла вправо до упора, самолет начал вращаться вокруг продольной оси. Решение на катапультирование летчик-испытатель Леонид Иванович Миненко принял после того, как убедился в том, что самолет не управляется. Кресло КМ-1 спасло жизнь пилоту, но результатом стали поломанные ноги. Л.И. Миненко, однако, продолжал и после последнего полета службу в родном лет- но-испытательном подразделении.
Смотрел документальный фильм про изучение причин конструктивного недостатка МИГ-25 «неуправляемое вращение». Подробностей не помню. Только у лётчика-испытателя не получалось выйти на этот режим намеренно. И вот при случайном попадании самолёта в этот режим лётчик не катапультировался, а стал комментировать свои действия как Г. Кузнецов при «подхвате» Ту-104. Помню только концовку фильма. На бортовом магнитофоне последнее слово было не разборчиво: то-ли Прощайте, то-ли Вращает. Край как нужно знать Название фильма и Имя героя. Помогите найти. С уважением, Илюшин Александр
Катастрофа О.В.Гудкова на МиГ-25 https://testpilot.ru/base/2010/05/gudkov-o-v/
Олег Гудков «Дороже золота» (Крылья России)
Дата 10.01.1978
Летчик(и) капитан В.Конюхов
Обстоятельства самолет врезался в высокий берег речки Белой Исход Самолет разбился, летчик погиб
Причины:
поднимали 3 самолёта по тревоге на кольский пугать чёрного дрозда.
При возвращении третьему самолёту не хватило места на полосе и он пошёл на второй круг.
В районе г. Заволжье из-за невысокой скорости встали двигатели.
Катапультироваться не стал, пытался спасти самолёт и плотину (угроза затопить г. Горький в -25)
Пытался дотянуть до кукурузного поля, не хватило высоты 10-20 метров.
Информация со слов сослуживцев, кто был в тот день там.
По катастрофе МиГ 25пу, Ёлкин-Плавуцкий. Из книги лётчика-испытателя Орлова : «Узлы и детали, изготовленные из особой высокопрочной стали, но с нарушениями технологического процесса термообработки, имели обыкновение разрушаться в самый неподходящий момент, причем необязательно при максимальной нагрузке. Как-то ночью внезапно отломилась основная стойка у МиГ-25, спокойно стоявшего на площадке, к счастью, под самолетом никого не было: по достоверным слухам, такое же случилось на посадке у одного транспортного самолета. У МиГ-23 из этой стали сделаны основные силовые элементы фюзеляжа и крыла, и однажды в полете крыло отломилось. Это произошло, когда самолет пилотировал летчик-испытатель нашей фирмы Фастовец.»
1977 год. Буялык. Миг-25рб. К-р полка п/п-к Бахтин. При полете на ТБ на высоте 20000м летчик потерял сознание вследствие отсоединения кислородного шланга. Самолёт начал снижаться на форсаже и разрушился в воздухе.
1983 год. Ливия. Аэродром Майтига. Эскадрилья 1035. Миг-25р. При полете над морем летчик потерял пространственную ориентировку и катапультировался. Самолёт налетал 50 часов.
Поправки к таблице: авария 3.10.91, Хотилово, ночь ПМУ, командир экипажа – командир аэ подполковник Миронов А.М., летчик – ст. лейтенант Аксютик А.М. При выполнении взлета в момент отрыва сработала речевая информация «Пожар левого двигателя», а через 17 с после отрыва самолета на высоте 150 м – «Пожар правого двигателя». По команде РП экипаж катапультировался.
Поправки к таблице:
авария 3.10.91, Хотилово, эксплуатант — 790 иап;
катастрофа 10.12.96, Мончегорск, начальник ВОТП полка подполковник Елкин В.П. не штурман, а командир экипажа, эксплуатант — 458 гв. иап