В 1999 г. под давлением США Израиль отказался от участия в проекте поставки в Китай самолетов ДРЛО А-50И — варианта А-50 с неподвижными РЛС с ФАР комплекса «Phalcon» (Израиль). В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом А-50И и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ. Судя по всему, в 2000 г. группой специалистов во главе с заместителем генерального конструктора ТАНТК им.Бериева А.В.Явкиным и компанией «Афрус» (руководитель — Н.А.Качалов, выполнение интерьера президентских Ил-96) подготовлено техническое предложение на создание аналогичного А-50ЭИ самолета с российским радиотехническим комплексом с тремя большими РЛС с ФАР под обтекателем классического типа — А-100Е — экспортный вариант для поставки в Китай. На базе этого самолета и за счет китайского финансирования планировалось создание и самолета для ВВС России — А-100. С техническим предложением обратились в НПО «Вега», которое отказалось от участия в проекте ссылаясь на отсутствие ресурсов, «хотя официально выступили с уверениями, что только РТК с традиционной вращающейся антенной является оптимальным решением». Такой тип РЛС не устраивал потенциального заказчика самолета А-100Е — Китай — и ставил под вопрос, соответственно, финансирование всей программы. Техническое предложение в итоге получило поддержку МНИИП им. Тихомирова (руководитель — Ю.И.Белый). После проработки технического предложения 2 ЦНИИ Министерства обороны России возникло предложение по созданию в интересах воздушно-космической обороны многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Подготовлен проект ТТЗ комплекса. Вероятно, в 2002 г. материалы по проекту А-100Е и проект ТТЗ представлены И.Климову — помощнику председателя совета директоров концерна «Алмаз-Антей» В.П.Иванова. Предложено головным предприятием по созданию А-100Е и в дальнейшем А-100 сделать концерн «Алмаз-Антей». Проект утвержден в аппарате президента и принят Генеральным штабом ВС России. После цепи событий по смене руководства и собственника ТАНТК им.Бериева (им стало объединение «Иркут», а так же после изменений в концерне ПВО «Алмаз-Антей» (гибель 06.06.2003 г. И.Климова, которого 26.06.2003 г. на собрании акционеров планировалось утвердить на посту генерального директора концерна) в 2003 г. был подписан контракт на создание самолета А-100 с Министерством обороны России. Головным исполнителем по комплексу назначен концерн «Вега», субподрядчик — МНИИП им. Тихомирова. Создание экспортного варианта А-100Е для Китая и применение электронного сканирования (РЛС с ФАР) не предполагалось.
В соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. разработка проекта комплекса ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО «Вега-М». Концерн «Вега» выполняет ОКР «Премьер» в соответствии с Госконтрактом №63017 от 08.06.2006 по ТТЗ, утвержденному начальником Генерального штаба ВС РФ – первым заместителем Министра обороны РФ 6 мая 2006.
Рассматривалось два варианта самолетов-носителей оборудования комплекса — Ил-76 и Ан-124.
Новая РЛС «Премьер», разработанная Концерном «Вега», должна иметь вращающуюся антенну РЛС с активным электронным сканированием по вертикали и механическим сканированием по азимуту. Антенна РЛС делает один оборот за 5 секунд, что вдвое быстрее, чем у РЛС «Шмель» самолета А-50 (12 с), а это ведет к улучшению сопровождения скоростных целей.
Согласно планам 2010 г. первый полет самолет А-100 должен был совершить до 2015 г.
В 2013 году в ходе работы комиссии Министерства обороны, созданной в соответствии с указанием заместителя Министра обороны, было принято решение о замене самолета-носителя А-50 на самолет на базе Ил-76МД-90А и утверждено ТТЗ на новую ОКР «Премьер-476», выполняемую в соответствии с Государственным контрактом № Н/4/2-13-ДОГОЗ от 09.12.2013 со сроком завершения в ноябре 2017 года. В результате работы совместной комиссии специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» было выработано совместное решение прекратить работы в ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» по АФТ-S и ППУ изделия А-100 и продолжить их уже с использованием современных технологий применения полупроводниковых приборов, используя наработки специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ФГУП «РНИИРС» (запланировано построение МБРЛС на основе использования твердотельной цифровой АФАР в S-диапазоне).
РТК «Премьер» решает следующие задачи:
- обнаруживает и автоматически сопровождает до 300 воздушных целей всех типов, включая сопровождаемых воздушных целей от 90 до 3600 км/ч;
- обнаруживает и автоматически сопровождает подвижные морские (крупные – на дальности до 500 км) и сухопутные цели, в т.ч. малоразмерные;
- производит автоматическую отстройку от наведенных и естественных радиопомех;
- производит передачу данных потребителям (на КП всех типов, другим ЛА, ЗРК и ударным комплексам всех видов базирования), включая прямое целеуказание;
- производит наведение на выбранные цели пилотируемых и беспилотных ЛА;
- производит управление своей группировкой пилотируемых и беспилотных ЛА, контроль ее текущего положения;
- производит запись принимаемой информации на бортовые накопители;
- обнаруживает угрозы самолету, выполняет предварительную настройку бортового комплекса обороны, объединяющего средства бортовые РЭБ.
21 ноября 2014 года первый серийный Ил-76МД-90А передан на Таганрогский авиазавод для установки комплекса оборудования и испытаний первого экземпляра А-100.
26 октября 2016 года в Таганроге состоялся первый полет самолета-летающей лаборатории А-100ЛЛ в рамках ОКР «Премьер-476», выполненной на основе переоборудованного ТАНТК самолета А-50 (бортовой номер «52 красный», серийный номер 69-05) и предназначенной для наземных и летных испытаний отдельных элементов перспективного радиотехнического комплекса МБРТК, проверки электромагнитной совместимости входящих в него систем, отработки протоколов и режимов информационного обмена и других конструкторских целей. 24 апреля 2017 года состоялся первый полет А-100ЛЛ со включенным радиотехническим комплексом.
18 ноября 2017 года состоялся первый полет многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-100. В ходе первого полета были проверены аэродинамические характеристики самолета, работоспособность авионики и части целевой аппаратуры РТК (радиотехнического комплекса).
В феврале 2022 года впервые состоялся полёт А-100 с включением бортового радиотехнического комплекса. Как сообщалось в СМИ, завершение испытаний намечено на 2024 год.
В случае принятия на вооружение и запуска в серийное производство самолет А-100 будет дополнять самолеты А-50 и А-50У, а не заменять их.
Источники информации:
- Годовой отчет ОАО «Концерн «Вега» за 2013 год
- ВЭБ поддержит Бе-200 / aviaport.ru /
- А-100 Премьер / militaryrussia.ru /
- Первый самолет Ил-76МД-90А, произведенный в рамках ГОЗ, передан для создания на его базе специального авиационного комплекса ВВС / aviastar-sp.ru /
РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА А-100 ИДЕТ ПО ГРАФИКУ, К ПОЛЕТАМ ГОТОВА ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
19 октября 2016 г., AEX.RU — В рамках работы по созданию самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления нового поколения А-100 построена летающая лаборатория, на ней будут проводиться испытания ряда элементов и систем, сообщил генеральный директор концерна радиостроения «Вега» (входит в «Объединенную приборостроительную корпорацию») Владимир Верба, передает Интерфакс-АВН.
«Созданная в рамках ОКР «Премьер-476» летающая лаборатория позволяет нам заранее начать проверку работоспособности и взаимодействия элементов комплекса, а также сэкономить время и средства при испытаниях А-100, — сказал журналистам в среду В.Верба.
Он отметил, что самолет-лаборатория А-100ЛЛ уже технически полностью готов к проведению летных экспериментов. По его словам, разрабатываемый многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100 придет на смену А-50 и А-50У.
«Работа над комплексом ведется в соответствии с утвержденным заказчиком графиком»,- сказал В.Верба. Он отметил, что при разработке комплекса РЛДН используются фундаментальные научные исследования концерна «Вега» по целому ряду направлений.
«Для этой цели на предприятии работают несколько признанных научных школ, готовятся молодые научные кадры, ведется работа на базовых кафедрах ведущих технических университетов. Научная составляющая НИОКР позволяет нам заглянуть за горизонт имеющихся сегодня представлений и создавать технологии будущего для обороны и экономики страны», — сказал глава концерна.
2 сентября министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что в России идёт создание самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100, превосходящего зарубежные аналоги. «По своим характеристикам авиационный комплекс А-100 превосходит зарубежные аналоги. Его разведывательные возможности позволят обнаруживать новые классы целей, осуществлять наведение самолётов ударной авиации и управление ими», — сказал С.Шойгу.
Ранее сообщалось, что А-100 может совершить первый полёт в 2017 году. Самолёты ДРЛОиУ, которые эксплуатируют Воздушно-космические силы России, предназначены для обнаружения воздушных и надводных целей (в том числе вертолётов, крылатых ракет, сверхзвуковых летательных аппаратов), наведения экипажей боевых летательных аппаратов на цели, передачи сигналов радиолокационной станции на наземные пункты управления, решения других специальных задач.
«18 ноября 2017 года состоялся первый полет многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-100», — сообщили в пресс-службе концерна «Вега».
Как пояснили в «Веге», в ходе первого полета «были проверены аэродинамические характеристики самолета, работоспособность авионики и части целевой аппаратуры РТК [радиотехнического комплекса]».