крылатая сверхзвуковая ракета класса «воздух-земля» системы К-20
Предназначена для поражения радиолокационно-контрастных целей. Первая отечественная крылатая ракета воздушного базирования стратегического назначения.
11 марта 1954 г. вышло Постановление СМ о разработке комплекса К-20 в составе самолета Ту-95К и крылатой ракеты Х-20. Цифрой 20 в названии комплекс обязан Ту-20 — под таким названием первоначально планировалось принять на вооружение бомбардировщик «95».
Эскизный проект Ту-95К был подписан Туполевым 26 октября 1954 г. Через год военные согласовали макет ракетоносца.
По сравнению с бомбардировочным вариантом в самолет внесли следующие изменения: в носовой части расположили 2-антенную РЛС «ЯД» для поиска цели и наведения на нее ракеты, в грузоотсеке разместили балочный держатель БД-206 для подвески ракеты в полуутопленном положении и ее пуска, изменили конфигурацию фюзеляжных топливных баков и ввели дополнительный бак для питания силовой установки Х-20.
Во время полета держатель вместе с ракетой находился в поднятом положении, а носовая часть ракеты Х-20 закрывалась обтекателем.
Перед пуском держатель с ракетой опускался, запускался двигатель Х-20, ракета сбрасывалась и уходила к цели.
Для проведения испытаний Х-20 с 1 марта по 31 октября 1955 г. были переделаны в Ту-95К два строившихся бомбардировщика Ту-95. 1 января 1956 г. одна машина совершила первый полет. Летом того же года была готова и вторая машина.
Согласно ПСМ №0908-425 «О выпуске стратегических бомбардировщиков 3М конструкции В.М.Мясищева» было подтверждено решение 1954 г. о создании комплекса К-20 (МК), включавшего самолет 3М и КР Х-20.
Разработка ракеты Х-20 велась в ОКБ-155-1 (г.Дубна) под руководством М.И.Гуревича. Систему управления разрабатывало КБ-1 под руководством В.М.Шабанова.
Система управления Х-20 была комбинированная. Согласно проекту пуск ракеты производился на удалении 800 км от цели с высоты 9-12 км. После отделения ракета просаживалась вниз на 300-400 м, а затем начинала набор высоты, проходя вперед носителя.
На 4-й минуте полета начинался участок радиоуправляемого полета. Х-20 наводилась по радиокомандам с самолета. На 6-7-й минуте полета ракета достигала высоты 15 км и далее летела горизонтально по данным барометрического высотомера.
Самолет-носитель летел в сторону цели вслед за ракетой. На дистанции около 450 км РЛС носителя обнаруживала цель (обычно крупный город). Оператор определял положение самолета и ракеты относительно цели и соответственно передавал команды системе управления ракеты. Участок радиоуправления заканчивался, когда ракета находилась на расстоянии около 70 км от цели. В это время Ту-95К находился на расстоянии 270-360 км от цели. Далее ракета управлялась автопилотом «ЯК», а самолет разворачивался и уходил от цели. По истечении отрезка времени, заданного оператором Ту-95К при отключении радиоуправления, ракета переходила в пикирование под углом к горизонту. На заранее заданной высоте производился взрыв атомной или водородной бомбы.
Внешне ракета Х-20 была похожа на истребитель МиГ-19. Аэродинамическая схема нормальная самолетная.
На ракете был установлен турбореактивный двигатель АЛ-7ФК.
Заводские испытания авиационно-ракетного комплекса проводились в три этапа на двух Ту-95К. Первый этап начался 4 августа и закончился 15 октября 1956 г. Второй этап, посвященный подготовке носителя к пускам, проводился с 15 августа по 13 октября 1956 г. На третьем этапе, закончившемся 24 января 1957 г., проводились доводка системы управления ракетой и ее аппаратуры самонаведения на пилотируемых аналогах Х-20 — истребителях МиГ-19, оборудованных элементами системы К-20.
ОКБ-155 построило 2 самолета-аналога: первый — в беспилотном варианте (под шифром СМ-20), второй — в пилотируемом (СМ-20П). Аналоги поднимались в воздух на опытных Ту-95К, затем сбрасывались, и дальнейшее пилотирование происходило по сигналам системы управления К-20. На СМ-20П отрабатывалась аппаратура самонаведения на последнем участке полета.
В этих уникальных испытаниях принимали участие многие известные летчики, в частности Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель С.Амет-Хан, немало сделавший для отработки комплекса К-20.
Дальнейшие испытания включали пуски ракет Х-20.
В 1957 г. было построено 3 опытных экземпляра: Х-20/1 отправлена на испытания 9 января, Х-20/2 — 5 августа и Х-20/3 — 4 декабря 1957 г. (на заводе №256 для испытаний построено еще 17 экземпляров, в т.ч. 8 Х-20М).
Испытания ракеты начались 6 июня 1957 г. Первый пуск ракеты Х-20 был произведен 17 марта 1958 г. с высоты 12,5 км. Из-за повышенного расхода топлива ракета до цели не долетела. После четвертого пуска Х-20, проведенного 29 июля 1958 г. было решено перейти к этапу государственных испытаний.
К этому времени для Х-20 был разработан новый термоядерный заряд, а в конструкцию ракеты внесены некоторые изменения. Новая модификация получила индекс Х-20М. Высота полета Х-20М была доведена до 20 км.
Государственные испытания начались 5 октября 1958 г. с ракетой Х-20, а закончились 1 ноября 1959 г. с ракетой Х-20М. В ходе испытаний проверялась работа комплекса в реальных условиях эксплуатации, выполнялись пуски Х-20, в том числе при наличии радиопомех. Комплекс получил высокие оценки по таким важным характеристикам, как надежность, эксплуатационная технологичность и простота освоения личным составом. Всего в ходе государственных испытаний было запущено 16 ракет.
После испытаний в 1960 г. ракета была запущена в серию. Постановлением Совмина от 9 сентября 1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение.
Х-20М предназначена для применения на самолетах-носителях — Ту-95К, Ту-95КМ, Ту-95КД. Двигатель ТРД АЛ-7ФК. Масса БЧ — 2300 кг или специальная БЧ (М). Дальность стрельбы — 350-800 км. Скорость полета — 1850 км/ч.
В 1958-1961 гг. на заводе № 18 было выпущено 47 ракетоносцев Ту-95К и еще 28 — в варианте Ту-95КД. (Ту-95КД — самолет-носитель ракет Х-20М, оснащенный устройством дозаправки в воздухе)
Первыми самолетами Ту-95К оснастили 1006-й и 1226-й тяжелые бомбардировочные авиаполки. С января по октябрь 1962 г. было выполнено 19 пусков ракет Х-20, из них 15 успешных.
На базе ракеты Х-20 разработана мишень М-20. Мишень была создана, испытана и ограниченно применялась на практике, но из-за высокой стоимости широкого распространения не получила.
В 1963 г. проводились испытания по использованию тяги двигателя ракеты Х-20М для маневра самолета-носителя.
Увеличение дальности действия американских перехватчиков ПВО и введение в строй ЗРК «Бомарк» с дальностью действия 420 км, а затем «Супер Бомарк» с дальностью действия 710 км резко уменьшило вероятность подхода к цели ракетоносца Ту-95. Одновременно в СССР начали поступать на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты Р-7А, Р-9, Р-16 и др.
Интересно, что стоимость Ту-95К с ракетой Х-20М составляла 40 % стоимости самой дорогой ракеты Р-7А.
В связи с этим руководство ВВС и Госкомитета по авиационной технике решило выяснить возможность
использования Х-20М против авианосных соединений. С 15 августа по 10 октября 1960 г. были проведены экспериментальные пуски ракет Х-20М по ордеру кораблей (роль авианосцев «играли» 2 крейсера пр.68бис) в Баренцевом море. Поиск
целей и пуск ракет производились с высот до 10 км, но и такая высота обеспечила обнаружение ордера с дистанции 400 км. Пуски производились по середине ордера.
Но для безопасности кораблей в систему управления X-20М были внесены поправки, обеспечивающие плавный перелет 15 км по отношению к цели. Пуски производились на дистанции около 350 км.
Из трех пусков два оказались неудачными, а один — частично удачным. В первом пуске ракета была подорвана с перелетом около 4 км и отклонением влево на 8,5 км относительно условленной точки, в которую она должна была попасть.
Во втором пуске ракета из-за отказа аппаратуры «ЯР» прошла над ордером и пролетела еще 300 км до того, как была подорвана по радиокоманде. В третьем пуске также отказала аппаратура «ЯР», и он закончился неудачно.
Эти испытания показали, что вероятность потопления авианосца ракетой Х-20М даже с термоядерным зарядом (до 3 Мт) невелика. При такой меткости стрельбы обеспечивается потопление максимум двух — трех кораблей ордера, что же касается авианосца, то в самом лучшем случае он становится небоеспособным (по крайней мере на несколько часов).
Выпуск Х-20 был прекращен в 1965 г.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ-155-1 А.И.Микояна | ||
Обозначение | Х-20 | Х-20М | |
Обозначение NATO | AS-3 Kangaroo | ||
Первый пуск | 17 марта 1958 | 1959 | |
Принятие на вооружение | 9 сентября 1960 | ||
Система наведения | радиокомандная + инерциальная | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина, м | 14,95 | 14,96 | |
Размах крыла, м | 9,15-9,4 | 9,04 | |
Высота, м | 3,015 | 3,015 | |
Диаметр, м | 1,8 | 1,805 | |
Стартовый вес, кг | 11600-11800 | 11000 | |
Тип боеголовки | специальная (800 кТ) | термоядерная ( до 3 Мт) или обычная | |
Масса БЧ, кг | 2300 | ||
КВО,м | 500-1500 | ||
Силовая установка | |||
Двигатель | ТРД АЛ-7ФК | ||
Тяга, кгс (кН) | макс. | ||
форсаж | |||
Летные данные | |||
Скорость, км/ч (М=) | 1850 (1,8-2,0) | ||
Дальность пуска, км | 800 | 350-800 | |
Высота пуска, м | до 15000 | ||
Высота полета, м | до 20000 |
Источники информации:
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
- Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
- Ту-95 стратегический бомбардировщик / Русская сила /
- AS-3 Kangaroo / FAS — Russian and Soviet Nuclear Forces /
- AS-3 Kangaroo / Russian Air To Surface Systems /