МиГ-21И (21-11; А-144) «Аналог»

экспериментальный самолет с оживальным крылом

Аналог
При создании сверхзвукового пассажирского самолета ОКБ А.Н.Туполева конструкторам потребовались данные о реальном поведении в воздухе самолета с оживальным крылом. С этой целью был подготовлен небольшой самолет-аналог 21-11, созданный на базе известного истребителя МиГ-21С. Первый вылет 18 апреля 1968 г. выполнил летчик-испытатель О.В.Гудков.
Помимо получения летных характеристик самолета с оживальным крылом, «Аналог» служил для отработки системы управления полетом. Он стал великолепным тренажером для экипажа Ту-144. Для отработки техники пилотирования все 3 пилота прошли специальную программу полетов на нем. «Аналог» сопровождал Ту-144 во время его первого полета 31 декабря 1968 г.
Использован фюзеляж истребителя МиГ-21С, вертикальное оперение и шасси.
Представляет собой среднеплан, построенный по схеме «бесхвостка». Крыло переменной по размаху стреловидности (78o на одной трети размаха и 55o на остальной части крыла).
Каждое полукрыло оснащено четырехсекционными элевонами, размещенными по всему размаху крыла. Главные стойки шасси убираются в крыло и в фюзеляж (колеса).
Под фюзеляжем находятся четырехсекционные тормозные щитки и подфюзеляжный киль. На самолете было установлено контрольно-измерительное и телеметрическое оборудование.
"Аналог" сопровождает Ту-144
Для летных испытаний построено два самолета. На первом отрабатывалась методика управления самолетом схемы «бесхвостка» с помощью элевонов.

С 18 апреля 1968 года по декабрь 1968 года на самолете МиГ-21И (имитатор) выполнено 70 (64) испытательных полетов (дозвуковых и сверхзвуковых) проведены тренировочные полеты первого экипажа СПС Ту-144 (Э.В.Елян, М.В.Козлов, С.Т.Агапов) и, кроме того, выпущены летчики-испытатели А.А.Щербаков, А.П.Богородский, И.П.Волк, А.В.Федотов, Э.П.Княгиничев, П.М.Остапенко, В.В.Подхалюзин и другие. В 57 полетах машину пилотировал Гудков.

К июлю 1969 года на самолете МиГ-21И было выполнено 142 испытательных полета (на первом экземпляре этого самолета) и выпущено 16 летчиков-испытателей.
В ходе испытаний достигнуты высота 19000 м, диапазон скоростей от 212 км/ч до М=2,06. Посадочная скорость серийного же МиГ-21 была 290 км/ч.

После завершения основной программы испытаний при выполнении высшего пилотажа 28 июля 1970 г. на первом экземпляре разбился летчик-испытатель ЛИИ B.C.Константинов.

Второй экземпляр МиГ-21И был закончен в конце 1969 г. Ведущим летчиком этой машины стал И.П.Волк, который и поднял ее в первый полет в конце января 1970 г. Если полеты первого экземпляра «Аналога» были направлены в основном на отработку методики управления самолетом схемы «бесхвостка», то на втором экземпляре исследовали изменение формы наплывов крыла. Для этого машину оснастили сменными наплывами: с постоянной стреловидностью 78 по передней кромке и оживальной формы. В гаргроте и на вершине киля установили кинокамеры, а правое полукрыло оклеили шелковинками для фиксации на кинопленке картины обтекания. Кроме того, на самолете смонтировали лазерную систему визуализации обтекания крыла. На верхней и нижней его поверхностях были смонтированы датчики полного и статического давления.

Полеты МиГ-21И проводились на высотах до 12 км при числах М до 2.06 Для моделирования поведения будущего пассажирского лайнера летали с разными значениями центровки, которую изменяли путем установки грузов массой от 277 до 290 кг в носовой или хвостовой частях фюзеляжа. Полетная масса первого «Аналога» находилась в пределах 6550-7930 кг, второго – 6260-7640 кг.

Летные исследования на МиГ-21И (научный руководитель – И.М.Пашковский) позволили изучить практически все особенности динамики полета и управляемости, свойственные «бесхвостке», а также в широком диапазоне углов атаки и чисел М оценить пилотажные качества, исследовать режимы сваливания и штопора.
«Аналог» оказался довольно прост и удобен в пилотировании, летчикам даже нравилось летать на нем. Ввиду большей площади крыла он обладал высокой маневренностью, однако разгонялся медленней, чем истребитель.
Второй самолет после проведения испытаний и тренировок пилотов Ту-144 передан музею ВВС в Монино.

На базе самолета МиГ-21И велись работы по созданию бронированного штурмовика МиГ-21ЛШ по схеме «бесхвостка».

Описание
Разработчик ОКБ А.И.Микояна
Обозначение МиГ-21(И) или А-144
Тип Экспериментальный сверхзвуковой самолет
Экипаж, чел. 1
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 14,7
Длина фюзеляжа, м 12,287
Высота самолета, м 4,71
Размах крыла, м 8,15 (11,5)
Площадь крыла, м2 43
Взлетная масса, кг нормальная 8750
максимальная 9000
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ТРДФ Р-13Ф300
Тяга двигателя (на форсаже), кгс 4070 (6490)
Тяговооруженность 0,68
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч (М=) на высоте 2100 (2,06)
у земли 1200
Посадочная скорость, км/ч 225
Практический потолок, м 20000

Схема А-144
Крыло 2-й машины обклеили шелковинками
Испытания
Под крылом большого брата
МиГ-21И в Монино
МиГ-21И в Монино
А-144 (МиГ-21И)
А-144 (МиГ-21И) в Монино

Источники информации:

  1. «Ту-человек и самолет» / Л.Л.Кербер /
  2. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM / ;
  3. «Артем Микоян» / М.Арлазоров, ЖЗЛ, 1978 / ;
  4. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1996 / ;
  5. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /