Завод № 29

В 1915-16 г. Петербургское АО «Дюфлон, Константинович и К0» покупает чугунно-литейный завод в г.Александровск (ныне — г.Запорожье) и перепрофилирует его для выпуска авиационных и автомобильных моторов. Новый завод «ДЕКА» вступил в строй в сентябре 1916 г.
До революции завод выпускал по лицензии двигатели «Мерседес» как «Дека» М-100 (первый мотор выпущен 16.08.1916 г.) и мотор, созданный инженером Киреевым на базе двигателя «Бенц».АХ-1/92.
Завод «ДЕКА» национализирован декретом СНК от 20.01.1918 г. Решением Главкоавиа от 24.03.1920 и СВП от 27.03.1920 (протокол № 51) завод передан в ведение Главкоавиа и переименован в ГАЗ № 9. В марте 1922 г. – Авиазавод № 9 «ДЕКА», в том же году получил название ГАЗ-9 «Большевик». В 03.1922-25 г. – в ведении 4-го отдела ТПУ ГУВП ВСНХ. В соответствии с пост. СТО № 121 от 28.01.1925г. и пр. ВСНХ № 415 от 10.02.1925 г. завод вошел в состав вновь образованного Авиатреста Главметалла ВСНХ.
В соответствии с постановлением СНК от 27.04.1926 по пр. ВСНХ/НКВМ/ОГПУ № 73сс от 9.07.1927 и Авиатреста № 114сс от 4.08.1927 г. ГАЗ-9 «Большевик» с 1.10.1927 г. переименован в завод № 29. С 1930 г. – в ведении ВАО ВСНХ. По пр. ГУАП № 4/23 от 13.01.1932 г. завод передан в ведение организованного Авиамоторного треста ГУАП НКТП.
С осени 1933 года завод носит имя погибшего в авиакатастрофе начальника Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома СССР (а до этого — начальника ВВС РККА) П.И.Баранова (1892-1933).
К 1936 г. завод вошел в состав моторного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936 передан в ведение 1ГУ НКОП, по пр. № 33сс от 1/3.02.1938 г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938 г. – в ведении 18ГУ.
С 1935 года по французской лицензии начал строиться 14-цилиндровый звездообразный двухрядный М-85 (Gnome-Rhone Mistral Major 14Kdrs) мощностью 720 л. с., за которым последовали разработанные в СССР его форсированные модификации — М-86 (800 л. с.), М-87 (950 л. с.), М-88 (1100 л. с.) и М-89 (1150 л. с.).
К 29.09.1941 завод и ОКБ в соответствии с пост. ГКО № 457сс от 11.08.1941 и пр. № 844сс от 12.08.1941 эвакуированы в г.Омск на площадку завода № 166 НКАП и завода сельскохозяйственных машин им. Куйбышева (завод № 495 НКАП) и продолжили действовать самостоятельно, заводу переданы склады УГМР. Приказом № 469с от 3.08.1943 заводу переданы все сооружения завода № 288 НКАП (кроме ЛИС и территории, временно закрепленной за ОКБ А.Н.Туполева).
В январе 1942 г. в Омске восстановлено производство М-88Б.
С марта 1946 г. завод № 29 – в ведении 3ГУ МАП. По приказу МОП № 475с от 7.07.1953 передан в ведение его 3ГУ. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957 завод № 29 передан в ведение управления агрегатостроения Омского, затем – Западно-Сибирского СНХ РСФСР. Имел наименование «п/я 64». Далее переименован в ОМЗ им. Баранова, имел наименование «п/я А-3573» (1973-87).
В 1979 г. на базе завода создано ОМПО им. П.И.Баранова, в 1972-87 г. – в ведении 3ГУ МАП. В состав ПО входили также (1987 г.): Омский завод коробок передач и Аркалыкский моторостроительный завод (новостройка).
В 2002 г. – ФГУП «ОМО им. Баранова», 2004 г. – ФГУП «ОМПБ». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004 г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В июле 2005 г. было подписано соглашение о вхождении ОМПБ им. Баранова в состав ММПП «Салют» в качестве филиала.

Производство:
авиационные двигатели:
поршневые: «Дека» М-100 (1916-), М-6 (1923-31), М-11 (1927-41-), М-22 (1930-35)- более 8000, М-75 (1935)- 3, М-85 (1935-37)- 463,98 М-86 (1937-), М-87 (1937-42), М-88 (1940-42-), М-88Б (1942-)- 10512, М-89 (1942)- 2,166 М-90 (1943)- 3,166 М-82, АШ-82ФН (1942-56)- всего 17526, АШ-82Т (1954-), АШ-82В, АШ-21;
ГТД: ГТД-3Ф (1966-86)~ 1000, ГТД-3М, ГТД-3ТЛ, ГТД-5М (1980-е-91), ТВД-20 (-2002-04), АЛ-21Ф-3А (1970-2002-), РД-33 (1980-е-2002-), ВСУ-10 (1990-е-2002-), ТВ7-117 (2002);
ЖРД для РН: РД-119, РД-216 (1960-е);
радиаторы для танка Т-26 (1932); мотоциклетный двигатель «Иртыш» (1956); коробки передач и дифференциалы для автомобилей ИЖ-2126, ИЖ-2717 (-2006); насосное оборудование, мотокультиваторы, снегоуборочное оборудование.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *