С нашим районом разными жизненными обстоятельствами (здесь родились, учились, работали) связаны 23 земляка, отмеченных самыми высокими наградами Родины. В этом славном отряде – 13 Героев Советского Союза, семь Героев Социалистического Труда, три Героя России. В их числе Геннадий Григорьевич Ирейкин. Он родился за полгода до войны в посёлке, которого сегодня нет.
На Чёрную Речку, в трудпосёлок землепашцев-лишенцев, принудительно переселили из Малой Хомутери крестьян Ирейкиных.
Семья у Григория Игнатьевича и Елены Фёдоровны была большой, младший Геннадий стал одиннадцатым ребёнком. Начальная школа размещалась в одном из бараков, здесь и начал мальчик осваивать грамоту. Когда ему исполнилось десять лет, Ирейкины перебрались в Акшуат. Там Геннадий окончил семилетку, а полное среднее образование «добирал» в Старотимошкине. В итоге – полная школьная программа, золотая медаль.
Он мечтал о море, а вышло так, что всю жизнь свою посвятил небу. Говорят, для кулацких сынов дорога к большим и ответственным постам была закрыта. Это не совсем так. Золотой медалист успешно сдал экзамены в Куйбышевский авиационный институт. По направлению попал в лётно-испытательный центр имени Громова. Там молодой инженер записался на штурманское отделение школы лётчиков-испытателей.
Шесть лет Геннадий Григорьевич работал ведущим инженером на земле и на «летающих лабораториях». Лабораторными были далеко не новые самолёты авиаконструкторов Яковлева и Сухого.
В 1971-м, в возрасте тридцати лет, после многих месяцев познания теории и многотрудной практики наш земляк стал профессиональным испытателем. Подвергал испытанию уже не отдельные узлы самолёта, как раньше в лаборатории, а летательные машины в целом. Начинал с Ан-24, Як-40, МиГ-21. Затем пошли более современные Су-27 и Су-30, ракетоносец Ту-160. Он испытывал транспортные самолёты Ил-76 и Ан-74, машины семейства «Руслан» и «Мрия». Прошедшие все испытания Ил-86, Ту-144 и Ту-204, Як-42, которым исследователь отдал частицу жизни, становились явью, выходили на пассажирские линии. Ирейкин летал на перехватчиках МиГ-31, на сверхзвуковом бомбардировщике Ту-22. Всего же на его счету самолёты шестидесяти модификаций.
Экипаж испытателей уходил в воздух день за днём, месяц за месяцем. Прощупывали каждый нерв очередной машины. В иные дни авиаторы поднимали лайнер на одном только двигателе. Чтобы оградить от опасности других, они сознательно искали опасность для себя, ошибку в конструкции, шагали в вырытые собственными руками западни.
29 октября 1989 года в испытательном полёте на МиГ-31 штурману Ирейкину пришлось катапультироваться на предельно низкой высоте. Уцелел и он, и пилот П.В. Гладков.
Как-то на посадке раздался взрыв. Лопнула покрышка колеса. Самолёт просел, двигатель чиркнул по бетону. В окно кабины полезло пламя. Пожарные и санитарные автомобили неслись по аэродрому…
В то время у небесных высот ещё оставалось немало «белых пятен», на которые у современных Икаров чесались руки. В мае 1988-го экипаж Ан-74 из шести человек установил мировой рекорд дальности полёта. По прямой преодолели 6342 километра, шестую часть земного экватора. Вёл машину командир Ю.Н. Кетов, за штурмана был Г.Г. Ирейкин. К званиям Геннадия Григорьевича мастер спорта СССР, рекордсмен Советского Союза прибавилось новое – рекордсмен мира.
Спустя четыре года вместе с пилотом Героем России А.Н. Квочуром на самолете Су-30 он совершил двенадцатичасовой перелёт с тремя дозаправками в воздухе через Северный полюс в США.
Наш рыцарь неба участвовал в совместных советско-французских испытаниях, внёс свою лепту в подготовку космического корабля многоразового использования «Буран». За участие в обеспечении космических программ земляка отметили Дипломом имени первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина.
За все годы маститый авиатор налетал без малого 10 тысяч часов, из них 5525 – в испытательных полётах. Он стал заслуженным штурманом-испытателем страны, Героем России. У Геннадия Григорьевича медаль «Золотая звезда» за номером 612. В коллекции его наград – орден «Знак Почёта», отечественные и зарубежные медали.
Многие профессионалы неба пробовали силы в писательстве. Ирейкин вместе с Героем Советского Союза В.П. Васиным и историком авиации А.А. Симоновым выпустил многоплановую книгу о лётчиках, штурманах, парашютистах, работавших в лётно-испытательном институте с дня его основания в 1941-м до 2001 года.
Ныне ветеран – на пенсии. Но не сидится ему без общественных занятий, без работы с молодёжью. Геннадия Григорьевича избрали в председатели «Клуба Героев» города российских авиаторов Жуковского, был он и депутатом регионального парламента Подмосковья.
Уходят в небо всё новые стальные птицы. Их ведут потомки Геннадия Григорьевича Ирейкина, человека с «крыльями за спиной».
Барышские Вести