А-42

Демонстратор А-42 На основе противолодочного А-40 планировалось создать поисково-спасательную модификацию. Этот вариант «Альбатроса» должен был заменить в строевых частях гидросамолеты Бе-12ПС.
Гибель 7 апреля 1989 г. атомной подводной лодки Северного флота К278 «Комсомолец» и 42 подводников из её экипажа привлекли внимание командования ВМФ и руководства Минавиапрома к недостаткам состоящих на вооружении самолетов Ан-12ПС с десантируемым катером «Ерш» и отсутствию в составе морской авиации современной поисково-спасательной амфибии способной заменить в строю летающие лодки Бе-12ПС.
Главный конструктор ТАНТК им.Г.М.Бериева А.К.Константинов был срочно вызван на заседание Правительственной комиссии в Североморске по расследованию катастрофы, где доложил о возможностях и ходе работ по «Альбатросу». Доклад произвел впечатление на присутствующих и председатель ВПК И.С.Белоусов перенес создание поисково-спасательного варианта А-40 с четвертого места по приоритету на первое. Это подтвердило решение ВПК №31 от 27 января 1990 г. ТАНТК получил задачу в кратчайшие сроки разработать и построить поисково-спасательный самолет-амфибию А-42 (изделие «ВПС»), для проведения спасательных операций в ближней и средней зонах морей и океанов, прилегающих к территории СССР. Тем же заданием предусматривалось создание патрульного варианта — А-44 (изделие «ВПР»).
Поисково-спасательный вариант А-42, отличается от противолодочного большими бортовыми люками в носовой и хвостовой части лодки (размер носового — 1,8 х 2 м), позволяющим спустить моторную лодку со спасателями и принять на борт пострадавших. Для оказания срочной медицинской помощи имеется специальный отсек с оборудованной операционной, оснащенной современным оборудованием. Самолет может принять на борт 53 человека. Для решения основных задач поиска и обнаружения на А-42 предполагалось установить специальное радиотехническое оборудование: радиолокационную систему поиска, оптико-телевизионную систему, фоторегистрирующую аппаратуру, пилотажно-навигационный комплекс «Верба», бортовой комплекс связи, мощный прожектор для работы ночью. Прицельное сбрасывание спасательных контейнеров обеспечивалось РЛС и оптическим прицелом.
Бортовые средства для подбора спасаемых из воды включают две шестиместные полужесткие моторные лодки ЛПС-6, механизированные трапы, спецснаряжение. На А-42 предусмотрено оборудование для оказания медицинской помощи.
Хотя выполнение этой задачи официально имело наивысший приоритет, работы по ее решению в связи с начинавшимся развалом оборонного комплекса, а затем и страны, шли крайне тяжело. Поэтому в 1993 г., из-за перебоев, а потом и прекращения финансирования, было принято решение о закрытии проекта А-44 и создании единого самолета А-42/44. При этом учитывалась высокая степень унификации обеих машин.Макет А-42
Изготовление опытного А-42 было приостановлено в 1993 г., при 80% готовности. В августе 1994 г. Генеральный конструктор Г.С.Панатов обращался напрямую к Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину с просьбой содействовать продолжению финансирования постройки опытного самолета-амфибии А-42/44 и последующего запуска его в серию. Серию так и не начали строить, но работы при очень ограниченном финансировании все же продолжаются.
Был проработан вариант оснащения А-42 винтовентиляторными двигателями Д-27 (по 14 000 л.с.), что намного увеличит дальность полета (9300 км с приемом на борт 15 пострадавших и 7400 км с приемом 53 человек). На самолете будут установлены радиолокационная система поиска, включающая обзорно-прицельную РЛС, тепло-телевизионную аппаратуру «Сакура», электронный комплекс отображения информации на рабочих местах экипажа, систему документирования, пилотажно-навигационный комплекс, в который входит аппаратура измерения параметров морской волны «Шторм», бортовой комплекс связи и аппаратура госопознавания.
Экспортным вариантом поисково-спасательного самолета А-42 является патрульный, поисково-спасательный самолет-амфибия А-42ПЭ.

Описание
Разработчик ТАНТК им. Г.М.Бериева
Обозначение А-42
Тип поисково-спасательный самолет-амфибия
Экипаж, чел летный 5
спасатели 4-5
Число пассажиров 54
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета с заправочной штангой, м 43,84
Размах крыла, м 41,62
Площадь крыла, м2 200,00
Стреловидность крыла по передней кромке 27°
Высота самолета (на сухопутной стоянке), м 11,07
Масса максимальная, кг взлетная 86 000
Максимальная нагрузка, кг в пожарном варианте (пеногасящая смесь) 30000
Силовая установка
Число двигателей 2
Тип двигателя ТРДД Д-30КПВ
Мощность двигателя, кгс (кH) 2х 15000 (147,1)
Летные данные
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 800
Практический потолок, м 9700
Дальность полета, км с приемом 15 пострадавших 5000
Мореходность (высота волны), м 2,2
Длина разбега, м с аэродрома 1000
с воды 2000
Длина пробега, м на аэродроме 700
на воде 900

Схема Бе-42

Макет А-42. Размещение спасательного имуществаМакет А-42. Медицинский отсек

Источники информации:

  • ТАНТК им.Бериева
  • А.Заблотский, А.Сальников. Самолеты ТАНТК им. Г.М.Бериева