УР «воздух-воздух» средней дальности
Создание ракеты с радиолокационной ГСН задано Постановлением Совмина СССР № 419-198сс от 16.04.1958 г. и Приказом ГКАТ №211сс/ов от 17.06.1958 г. КБ завода №134 ГКАТ, главный конструктор — И.И.Торопов. Создание системы наведения ракеты было поручено КБ-1 ГКРЭ. Планировалось сдать опытные образцы ракет на совместные летные испытания во 2-м квартале 1960 года. Но в 1959 году принято решение о передаче разработки ракеты К-9 создателям самолетов-носителей для неё — в ОКБ-155 Микояна и Гуревича (ракета К-9-155, самолет Е-152), разработка ракеты К-9-155 велась конструкторской бригадой под руководством В.Г.Коренькова и в ОКБ-51 П.О.Сухого (ракета К-9-51, самолет Т-37).
Управляемая ракета К-9 предназначалась для поражения цели под всеми ракурсами, в том числе на встречных и пересекающихся курсах. Исходя из условий получения минимальных кинематических перегрузок ракеты, особенно в районе цели при атаке ее под всеми ракурсами, для управления ракетой был выбран принцип самонаведения по методу параллельного сближения, при котором обеспечивается нулевая угловая скорость линии ракета-цель. Для ракеты выбрали симметричную Х-образную аэродинамическую схему с поворотным крылом. Управление по продольному каналу производилось поворотным крылом. Управление по крену осуществлялось четырьмя элеронами, установленными на неподвижном стабилизаторе. Для повышения демпфирования по крену на стабилизаторах установили четыре роллерона.
Основное оборудование ракеты включало в себя: радиолокационную полуактивную ГСН импульсного действия ЦР-1, автопилот АПЦ-18, импульсный радиовзрыватель ЦРВ-1, БЧ осколочно-фугасного действия, предохранительный механизм И-60, однокамерный двухрежимный пороховой двигатель ПРД-56.
Условия применения ракеты К-9 (большие скорости пуска и сближения с противником, неманевренный характер атаки, подсветка цели мощной бортовой РЛС перехватчика) привели к появлению ряда конструктивных особенностей. Мощный двухрежимный двигатель со стартовой тягой 5500 кг вначале разгонял снаряд до скорости 1400 м/с, а затем переходил на крейсерский режим с тягой 2500-3000 кг.
Система наведения разрабатывалась КБ-1 Минвооружения. Головка ракеты К-9 была всеракурсной и позволяла атаковать самолет противника с любого направления, хотя ее несовершенство и ограничивало дальность пуска девятью километрами. Наведение ракеты на цель по методу параллельного сближения требовало при подсветке цели непрерывного согласования частот излучения РЛС самолета-носителя и отраженных от цели сигналов. Для приема сигналов излучения самолетной РЛС на оперении ракеты устанавливались антенны-штыри канала синхронизации. Это громоздкое сооружение в дальнейшем заменили, разместив антенны-пластины на корпусе.
Вес К-9 составлял 245 кг, из которых 103 кг приходилось на двигатель, 15 кг весила радиолокационная головка самонаведения и 27 кг — боевая часть с неконтактным радиовзрывателем, обладавшая радиусом поражения 20-30 м.
Ракета должна была войти в состав автоматизированного комплекса перехвата «Ураган-5Б», но в связи с закрытием работ по этой системе, пуски ракет были проведены с Е-152А уже в составе комплекса перехвата Е-152-9.
Для проведения летных испытаний ракета К-9 разработана в следующих вариантах:
- боевой (изд.90).
- баллистический (изд.91) — предназначен для определения аэродинамических и баллистических характеристик ракеты при полете с закрепленными крыльями, проверки безопасности отделения от носителя, а также для проверки характеристик двигателя;
- программный (изд.92) — предназначен для определения аэродинамических и баллистических характеристик ракеты в управляемом по программе полете, а также для проверки работоспособности автопилота, энергоблока и пневмосистемы в летных условиях;
- телеметрический (изд.93) — предназначен для оценки выполнения требований к ракете в замкнутой системе (носитель-ракета-цель) с ГСН и радиовзрывателем, без подрыва БЧ ракеты при пролете ее около цели.
В 1961 г. было изготовлено 26 ракет (изд.90 — 3 экз., изд.91 — 6 экз., изд.92 — 11 экз., изд.93 — 6 экз.). В начале этого же года произведены три пуска ракеты К-9 с АПУ установленной на наземном стенде. За время летных испытаний с самолета Е-152А на полигоне ГК НИИ ВВС в 1961 г. произведено 10 пусков ракет К-9 (5 — изд.91 и 5 — изд.92). Результаты испытаний подтвердили совпадение аэродинамических и баллистических характеристик ракеты с расчетными. Проводились также наземная отработка БЧ на полигоне ГСКБ-47, лабораторные и стендовые испытания систем, математическое и физическое моделирование ракеты на всех режимах, а также расчет в НИИ-2 эффективности боевых ракет.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ А.И.Микояна | |
Обозначение | К-9 (К-9-155) | |
Первый пуск | 1961 | |
Тип ГСН | радиолокационная полуактивная | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 4,3 | |
Вес ракеты, кг | 245 | |
Тип боеголовки | осколочно-фугасного действия | |
Вес боеголовки, кг | 27 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | ПРД-56 | |
Тяга двигателя, кгс | стартовый | 5500 |
крейсерский | 2500-3000 | |
Вес двигателя, кг | 103 | |
Летные данные | ||
Скорость, м/с (км/ч) | 1400 (5000) | |
Дальность пуска, км | 9 |
Источники информации:
- «Нестандартные» МиГи , Авиация 1’1999;
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /