Завод № 45

Организован в соответствии с постановлением ГКО № 1283 от 15.02.1942 г. и приказом № 151сс от 24.02.1942 г. на месте эвакуированного в г.Куйбышев завода № 24 для производства двигателей АМ-38. Образованный ранее на этой площадке завод № 337 НКАП был ликвидирован, все его оборудование и личный состав переданы заводу № 45.
В соответствии с постановлением ГКО № 1404с от 7.03.1942 г. и приказом НКАП № 191с от 12.03.1942 г. завод № 291 НКАП со всем оборудованием и кадрами переведен из Уфы в Москву и влит в состав завода № 45.
В соответствии с постановлением ГКО № 1440сс от 14.03.1942 г. и пр. НКАП № 206сс от 16.03.1942 г. в 03-04.1942 г. заводу № 45 передано все оборудование и основная часть личного состава завода № 82 НКАП.
По пр. НКАП № 925с от 31.12.1942 г. при заводе № 45 НКАП образован филиал ОКБ завода № 24 из числа бывших работников завода № 24 (25 чел.) для проведения испытаний и доводки мотора АМ-42. Далее с образованием в феврале 1943 г. завода № 300 туда с завода № 45 было переведено 75 чел. бывших сотрудников ОКБ А.А.Микулина, но филиал был сохранен для помощи серийному производству.
В соответствии с пост. ГКО № 3063 от 22.03.1943 г. завод переведен на выпуск моторов АМ-38Ф.
В соответствии с пост. ГКО № 5398 от 14.03.1944 г. на заводе начата организация производства авиадизеля АЧ-30Б. С апреля 1944 г. зам. гл. конструктора завода № 500 по внедрению в производство мотора АЧ-30Б на заводе № 45 назначен В.М.Яковлев, в 1945-46 он – гл. конструктор завода по дизелям. В 1944 г. с завода № 45 переведено на завод № 500 на постоянную работу около 250 специалистов.
В мае 1944 г. заводу поручено изготовление части узлов для 5 опытных ТРД С-18 А.М.Люльки, с 1945 г. начато освоение производства его летного варианта ТР-1. В послевоенные годы продолжались работы по моторам Микулина (в т.ч. по АМ-46).
С марта 1946 г. завод № 45 – в ведении 3ГУ МАП.
По пр. № 182сс от 30.03.1946 г. заводу поручено изготовление ТРД ТР-1. С июля 1946 г. завод определен как опытная база по постройке реактивных двигателей А.М.Люльки и А.А.Микулина и вскоре, по пр. № 479сс от 23.07.1946г., при заводе образованы филиалы завода № 165 (руководитель — С.К.Туманский) и завода № 300 для организации производства ТР-1 и АМТКРД-01, АМТКРД-02. В 1946 г. заводу поручено выпустить малые серии (до 100 шт.) двигателей АМ-44, АМ-46, АМ-39ФК, изготовить 25 шт. ВРД и 100 АМ-ТК-2.
В 1946 г. заводу поручено изготовление литых конструкций из спецсплавов для ядерного реактора «А» комбината № 817.
В 1946 г. выпускал также автомобильные дизели и турбины для очистки труб крекинг-установок.
С 1947 г. на заводе – производственная база ОКБ гл. конструктора В.Я.Климова.
С ноября 1948 г. начат серийный выпуск двигателя ВК-1. С июня 1956 г. начато серийное производство АЛ-7Ф.
По приказу МОП № 475с от 7.07.1953 г. передан в ведение его 3ГУ. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957 г. передан в ведение МосгорСНХ РСФСР.
В конце 1950-х на заводе № 45 было налажено производство порохового двигателя ПРД-45 для УРВВ РС-2-УС.
С 1963 г. завод № 45 получил название ММЗ «Салют». Имел наименования «п/я 229», Г-4988 (1973-87г.). В 1982(1) г. на базе завода как головного предприятия создано ММПО «Салют», в 1972-87г. – в ведении 3ГУ МАП. В состав ПО вошли также: Воскресенский машиностроительный завод «Салют» (и на 1987г.), а затем – Хойникский завод «Салют» (и на 1987г.) и Россошанский машзавод. По пр. МАП № 168 от 3.05.1988 г. и пр. по ПО № 34 от 18.06.1988 г. в состав ММПО передан Грибановский машзавод.
В декабре 1991 г. ММПО переименовано в Московское машиностроительное производственное предприятие (ММПП) «Салют». В соответствии с распоряжением правительства № 952-р от 18.06.1999 г. предприятию присвоен статус Федерального научно-производственного центра (ФНПЦ), подтвержден распоряжением № 188-р от 10.02.2004 г. и № 154 от 7.02.2006 г. 10.04.2003 г. на базе ММПП «Салют» и УМПО образована корпорация «Газотурбинные двигатели». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004 г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 07.2005 г. было подписано соглашение о вхождении в состав ММПП «Салют» в течение года ОМО им. Баранова в качестве филиала. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004 г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015 г. ОАО «НПЦ газотурбостроения «Салют» включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015 г.).
ММПП «Салют» включало в свой состав предприятия: НПП «ЭГА», Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат», «МСЗ-Салют», ГП «Статор», филиал в г.Воскресенске по производству узлов двигателей. В 2002г. в состав холдинга «Салют» вошел кишиневский завод «Топаз». В 07.2003г. в состав ММПП «Салют» вошел ФГУП «Воскресенский машиностроительный завод «Салют». В 2003 г. построен цех по производству конструкционного графита АТГ-С, применяемого для уплотнительных колец ГТД. В 2005 г. в состав ММПП «Салют» входило также МКБ «Гранит», ОАО «Агрегат» (г.Сим), НИИД (в качестве филиала), ОКБ «Горизонт».
В 1999 г. на заводе образовано КБ ПР (перспективных разработок), получившее статус филиала КБ «Прогресс». В него перешла группа специалистов из ОКБ «Люлька-Сатурн». Создана модификация двигателя АЛ-31ФН для китайского истребителя J-10.
В 2000 г. разработана парогазотурбинная установка ПГУ-60С (МЭС-60).

Директор:
1942-56 — М.С.Комаров
1950-е — М.Л.Кононенко
1962-68 — И.И.Пудков
-02-08.1975 — А.И.Горелов
1983 — Ю.Н.Блощицын
-1987 — Ю.В.Пугин
1987-96 — Г.К.Язов
10.1996-97 — Ю.С.Елисеев
Гендиректор (12.1997-2007) — Ю.С.Елисеев.

Гл. конструктор:
по дизелям (1945-46г.) — В.М.Яковлев;
1943-46 — А.А.Микулин (одновременно — гл. конструктор завода № 300)
Ген. конструктор (-2002-05г.-) — И.И.Гольдинский

Производство:
авиационные двигатели:
поршневые: АМ-38 (1942-43) и АМ-38Ф (1943-45)- всего более 10.000; дизель АЧ-30Б (1944-45)- 565, АМ-39 (1944-45);
ГТД: РД-45 (1948-50), РД-45Ф, ТР-1 (1947-), ВК-1 (1948-52), ВК-1А (1952-60), ВК-1Ф (1953-), АЛ-7 (1956-), АЛ-7Ф (1958-), АЛ-7ПБ (1959-), АЛ-7Ф-1 (1957-68), АЛ-7Ф-2 (1961-1990-е), АЛ-7Ф-3, Р-15Б-300 (1965-1990-), АЛ-21Ф (1972-84), АЛ-31Ф (изд. 99) (1983-2006-), АЛ-31ФП, АЛ-55, Д-436 (2002), Д-27 (2002), ТВД-1500, РД-600;
гл. редукторы вертолетов; турбостартер ТС-21; узлы для Д-436Т, Д-27, АИ-222 (2006); ремонт двигателей АЛ-31Ф, Р15Б-300 (-2004-06-); промышленные энергетические и газоперекачивающие установки ГТУ89-СТ-20, ГТУ-20С (2002), БГТЭС-1С, БГТЭС-20С, ПГУ-60 (-2005-06-);69 мотоблоки «Салют», весы напольные, байдарка «Таймень-2», бензогенератор «Салют-БГ».

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *