История крылатых. Часть 2.


загрузка ПКР «Базальт» на ракетный крейсер «Москва» Пр. 1164

Окончание. Начало см. в №1(14) 2002
г.

      При создании противокорабельных ракет, способных на конечном участке полета наводиться на цель с помощью бортовой радиолокационной головки самонаведения, остро встал вопрос обеспечения целеуказания этим ракетам.
В случае стрельбы на загоризонтную дальность, а именно такие ракеты разрабатывались в ОКБ-52, без наличия целеуказания невозможно было создать эффективный комплекс вооружения для подводных лодок и надводных кораблей.
В общем, задача создания таких средств стала крайне актуальной. При этом, наиболее эффективными могли стать космические аппараты, имеющие широкую полосу обзора, чрезвычайно малую уязвимость, и, благодаря длительному сроку существования на орбите, экономически не уступающие воздушным средствам разведки. Кроме того, Советский Союз не имел в то время самолетов, способных выполнять такие задачи над морем.

ПКР «Аметист»
ПКР «Аметист»

В.Н.Челомей прекрасно понимал необходимость космической разведки для ВМФ и немало способствовал тому, что в июне 1960 г. вышло правительственное постановление о разработке в ОКБ-52 семейства спутников различного назначения. И одно из первых мест занимал проект управляемого спутника для всепогодной разведки и целеуказания кораблям отечественного ВМФ (система УС). В качестве разведывательной аппаратуры, на одной модификации спутника применялась мощная активная радиолокационная станция, и для ее электропитания пришлось установить на борту спутника ядерную реакторную энергоустановку. Эта модификация имела обозначение УС-А (УС-активный).
Одновременно разрабатывался спутник для пассивной радиотехнической разведки — перехвата радиосигналов кораблей вероятного противника — УС-П. Его аппаратура имела меньшее энергопотребление, что позволило обойтись солнечными батареями, а также увеличить высоту орбиты. Сброс информации со спутников мог производиться непосредственно на корабль-носитель ракетного оружия.
Над разработкой этих космических аппаратов при головной роли ОКБ-52 развернулась работа выдающихся ученых и конструкторов — А.А.Расплетина, М.М.Бондарюка, С.К.Туманского, Г.И.Воронина, И.А.Бруханского, Г.Г.Бубнова и других. Серийное производство развернули на ленинградском заводе «Арсенал» им. М.В.Фрунзе.
Через некоторое время головным по системе в целом назначили главного конструктора А.И.Савина (до 1990 г. он руководил ЦНИИ «Комета»), а КБ В.Н.Челомея — головным по космическим аппаратам.
Использование системы аппаратов морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) позволило ОКБ-52 (с середины 60-х — ЦКБМ) перейти к созданию автономных загоризонтных ПКР, в том числе, стартующих из-под воды.

МКР пр. 1234, вооруженный ПКР «Малахит»
МКР пр. 1234, вооруженный ПКР «Малахит»

Конечно, при испытаниях и эксплуатации объектов МКРЦ были и неудачи. Например, не удалось сохранить контроль над спутником УС-А («Космос-954»), и он с ядерной энергоустановкой упал 24 января 1978 г. на севере Канады. Но в целом группировка аппаратов УС успешно функционировала с 1967 г. Запуски УС-А прекратились в 80-х.
Для надводных кораблей телеуправляемые ракеты, какой была П-6, а затем П-35, были весьма эффективным оружием. Однако для подводных лодок требовалось другое — крылатые ракеты, стартующие из-под воды. Это могло обеспечить безопасность ПЛ и значительно повысить эффективность удара благодаря внезапности атаки.
Первой в мире такой ракетой стала ПКР «Аметист» (SS-N-7), разработанная ОКБ-52 в начале 60-х и принятая в июне 1968 г. на вооружение подводных лодок ВМФ СССР. При ее создании пришлось преодолеть много новых технических проблем. Дело в том, что при подводном старте возмущения в системе стабилизации ракеты, накопленные на подводном участке, а также при переходе ракеты из водной среды в воздушную, добавляются ко всем другим возмущениям, обычно присутствующим при ее движении. А справиться с ними очень непросто.

Пришлось в ОКБ-52 организовать специальную лабораторию с гидробассейном и моделью подводной лодки. Проводилось много запусков моделей крылатой ракеты при различных начальных условиях. Затем в Черном море разместили специальный погружаемый стенд, с которого велись испытания натурных ракет, и лишь после этого ракету поставили на подводную лодку. Одновременно прорабатывались вопросы технологичности эксплуатации ракет на базах ВМФ.

Подводные лодки пр. 670 М (вторая и третья слева), вооруженные ПКР «Малахит»
Подводные лодки пр. 670 М (вторая и третья слева), вооруженные ПКР «Малахит»

«Аметист», кроме стартовой, имел маршевую твердотопливную двигательную установку. Его стартовая масса — около 4 т. Инерциальная система управления обеспечивала полет на маршевом участке, а активная радиолокационная ГСН наводила ракету на цель на конечном участке. Дальность стрельбы составляла 70 км, скорость полета — 1100-1300 км/ч, а высота полета — 60 м. Эти ракеты стали основным оружием группировок подводных лодок проекта 670 на флотах Советского Союза.
На базе опыта, полученного при создании ракеты «Аметист», была разработана (начало проектирования — 1963 г.) более совершенная крылатая ракета комплекса «Малахит» (SS-N-9). Она обладала большей дальностью полета, более точной и более помехозащищенной системой наведения на цель. Ракета поступила на вооружение малых ракетных кораблей проекта 1234 в 1972 г. и стала основным ударным оружием как надводных кораблей, так и подводных лодок проекта 670М, первой универсальной ракетой для надводного и подводного старта.
Наращивание защиты авианосных ударных соединений западных стран, увеличение количества авиационных группировок ставили перед нашей страной задачу создания совершенно нового типа ракет, способных преодолеть оборону авианосцев, радиус которой составлял около 500 км.
«Интеллект» такой ракеты должен был позволить ей выбрать главную цель в ордере, в составе которого находились корабли различных типов.
Авианосец имеет мощную систему противоракетной обороны, ставит помехи и выбрасывает ложные цели. Преодолеть все препятствия и нанести серьезное повреждение атакуемой цели очень непросто.

ПКР «Гранит»
ПКР «Гранит»

Именно такое оружие предстояло разработать ОКБ-52 (ЦКБМ), чтобы дать по-настоящему асимметричный ответ растущей морской мощи западных стран, ответ более дешевый, но эффективный. В феврале 1963 г. началось создание комплекса «Базальт» (SS-N-12), имеющего в своем составе сверхзвуковую крылатую ракету, способную стартовать как с подводных лодок из-под воды, так и с надводных кораблей класса «крейсер». В ходе разработки и летных испытаний ракета подверглась серьезной модернизации. Комплекс приняли на вооружение подводных лодок проекта 675 в августе 1975 г., а в феврале 1977 г. — надводных кораблей проектов 1143 (ТАВКР «Киев») и 1164 (РКР «Слава»).
Коллектив ОКБ-52 продолжал работать над все более совершенными изделиями. Еще в конце 60-х на предприятии задумали создать крылатую ракету новой компоновки, с большой сверхзвуковой скоростью полета и загоризонтной дальностью стрельбы. Бортовые системы этих ракет настолько «умны», что могут в полете самостоятельно выбрать оптимальную точку атаки и распределить при залповой стрельбе атакуемые цели между собой. Причем эти ракеты невозможно обмануть установкой помех и ложных целей. Комплексом «Гранит» (SS-N-19) вооружили тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), атомный ракетный крейсер «Петр Великий», а также атомные подводные лодки проекта 949А.
В настоящее время НПО машиностроения под руководством генерального директора — генерального конструктора Герберта Ефремова продолжает совершенствовать созданные комплексы, вести работу по продлению сроков их эксплуатации, а также проектировать новые перспективные универсальные ракеты для носителей различных типов.

Владимир ПОЛЯЧЕНКО
Авиасалоны мира №2 2002

Противокорабельные крылатые ракеты НПО машиностроения

Выгрузка ПКР «Гранит» с подводной лодки «Курск»
Выгрузка ПКР «Гранит» с подводной лодки «Курск»

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *