Левинских Александр Александрович

А.А.Левинских
А.А.Левинских

Главный конструктор, кандидат технических наук (1965), лауреат Государственной премии, заслуженный конструктор РСФСР. Полковник.
Родился 5 декабря 1919 в г.Березовский Свердловской области. Окончил 3 курса Уральского индустриального института (1941), ВВА им. проф. Н.Е.Жуковского (1944), Высшие инженерные курсы при МВТУ по проектированию ЛА (1952).
С 1944 по 1966 – в ГК НИИ ВВС, г.Москва: инженер-испытатель, ведущий инженер, начальник отделения, начальник отдела. Принимал участие в макетных комиссиях и летных испытаниях самолетов Ил-28, Ту-4, Ту-16, М-50, 3М, МиГ-25, Як-25, Як-27, Як-28 и др., а также самолетов США «Эйркобра», В-17, В-29 и трофейных немецких самолетов Ме-109 и Ме-262.
В 1966 Решением СМ СССР направлен на работу в авиапромышленность с оставлением на действительной военной службе.
С 1966 по 2008 в ОКБ А.С.Яковлева: заместитель главного конструктора, главный конструктор. 22 августа 1984 по представлению А.С.Яковлева, уходившего на пенсию, назначен ответственным руководителем ОКБ. С 1991 – главный консультант ОКБ. С 2008 – на пенсии.
Работая в ОКБ, принимал участие в создании всех самолетов и БЛА «Як». Под его руководством в 1974 Як-40 стал первым отечественным самолетом, получившим сертификаты по западным нормам летной годности и экспортированным в развитые страны (Италия, ФРГ). В 1980-е создан единственный в мире сверхзвуковой СВВП Як-41 (Як-141), велось проектирование и построен макет самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44Э, разработан и внедрен в серию экономичный ближнемагистральный лайнер Як-42Д, разработана его модификация Як-42М, для производства которой впервые в стране по его предложению была создана конструкторско-производственно-сбытовая Ассоциация «Скорость» в составе ОКБ, серийных и ремонтных заводов и банка. Решение о серийном выпуске Як-42М не было реализовано ввиду распада СССР, но проектные наработки используются при создании ближне-среднемагистрального лайнера МС-21.
Автор 16 научных работ. Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Умер 26 января 2013 года в Москве. Похоронен на Долгопрудненском кладбище.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Отечественной войны II ст., Красной Звезды (дважды), Дружбы, медалями, нагрудным знаком «Почетный авиастроитель РФ».

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *