ГЛИЦ (НИИ ВВС)

ГЛИЦ ВВС России

21.09.1920 — Научно-опытный аэродром (НОА) при ГУ РККВФ
6.10.1922 (24.10.1924) — Научно-опытный аэродром ВВС СССР
12 (26).10.1926 — НИИ ВВС РККА
1.05.1944 — Государственный НИИ ВВС
1.07.1944 — Государственный Краснознаменный (ГК) НИИ ВВС
1965 — ГНИКИ ВВС
1967 — 8 ГНИИ ВВС им.Чкалова
1990 — Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) МО РФ им. В.П.Чкалова

21 сентября 1920 г. Приказом Реввоенсовета N 1903 был создан научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики — первая в стране организация, предназначенная для проведения летных испытаний и исследований в области военной авиационной техники. Согласно приказа НОА состоял из: 1) опытной части по тяжелой авиации; 2) ОЧ по легкой авиации; 3) аэростанции; 4) хронометража с аэрологической станцией; 5) динамической станции; 6) техбюро; 7) канцелярии. Местом его базирования был определен московский Центральный аэродром, расположившийся на Ходынском поле.
24 октября 1924 произошло преобразование НОА при ГУ РККВФ в Научно-опытный аэродром ВВС СССР.
После нескольких реорганизаций в связи с возросшим объемом работ и необходимостью расширения и улучшения испытательной базы 26 октября 1926 г. Опытный аэродром преобразовывается в Научно-испытательный институт ВВС РККА.
В довоенный период в Институте служили известные летчики-испытатели В.П.Чкалов, В.В.Коккинаки, С.П.Супрун, Г.Ф.Байдуков, а также многие другие легендарные летчики и штурманы, доказавшие надежность отечественной авиационной техники в дальних перелетах. В 1927 г. экипаж самолета Р-3 «Наш ответ» в составе летчика С.А.Шестакова и штурмана В.В.Фуфаева выполнили дальний «восточный перелет» по маршруту Москва — Токио — Москва, преодолев расстояние в 22 тысячи километров за 153 часа. В 1929 г. они же вместе со вторым пилотом Ф.С.Болотовым и штурманом В.В.Стерлиговым на ТБ-1 «Страна Советов» за 137 часов летного времени совершили перелет из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
В 1932 г. НИИ ВВС был переведен на аэродром у ст.Томская (с 1937 — ст.Чкаловская) в районе г.Щелково Московской области. Перебазирование началось 11 ноября и из обыденного события превратилось в парад — первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Возглавил колонну из 46 крылатых машин по три в ряд самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем В.П.Чкалова. Окончательно перебазирование закончилось в 1935 году.
Репрессии в Красной армии не обошли стороной и НИИ ВВС. Были арестованы начальники НИИ бригинженер П.С.Дубенский (расстрелян 22.03.1938), комкор В.К.Лавров (расстрелян 29.07.1938), комдив Н.Н.Бажанов (22.11.1937, расстрелян 15.09.1938), генерал-майор авиации А.И.Филин (23.05.1941, расстрелян 23.02.1942), генерал-полковник ИАС А.К.Репин (1946).
В первые же дни Великой Отечественной войны на базе НИИ ВВС были сформированы и отправлены на фронт 3 истребительных авиационных полка (401,402,403), 2 полка пикирующих бомбардировщиков (410, 411), 2 авиаполка тяжелых бомбардировщиков (420, 421), полк штурмовиков (430), разведывательная авиаэскадрилья (38) и 3 батальона аэродромного обеспечения (760, 761, 762). Основу их составили лучшие летчики, штурманы, инженеры и техники из тех, кто участвовал в боевых действиях в Испании, Китае, Монголии и на Карельском перешейке.
В связи с приближением линии фронта к Москве НИИ ВВС летом 1941 был перебазирован в г.Свердловск (ныне — г.Екатеринбург). За время пребывания в Свердловске Институтом проведено 2200 испытаний, в том числе 209 по самолетам, 173 по моторам, 25 по воздушным винтам, 850 по спецоборудованию, 48 по материалам и конструкциям. Выполнено 306 научно-исследовательских работ.
Особое внимание заслуживает испытание первого экспериментального истребителя-перехватчика БИ-1 с жидкостно-реактивным (ракетным) двигателем. Приказом НКО от 25 января 1943 года НИИ ВВС был возвращен в Чкаловскую.
В мае 1944 года институты НИИ ВВС, НИИ СС ВВС и НИИ АВ ВВС преобразуются в Государственный научно-испытательный институт ВВС (ГосНИИ ВВС), а группа отделов моторов и топлив — в Управление испытаний моторов и топлив ГосНИИ ВВС. 1 июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР НИИ ВВС был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Наступила эра авиации реактивной. 15 августа 1945 г. летчик-испытатель НИИ ВВС А.Г.Кочетков взлетел на Me-262 с турбореактивными двигателями. Затем были испытательные полеты первых отечественных реактивных самолетов МиГ-9, Як-15. Стремительное развитие реактивной авиации рождало немало проблем. Так, высокие скорости казалось бы не оставляли летчику шансов для спасения в случае его катапультирования при аварийной ситуации. 7 октября 1948 г. на самолете УТИ МиГ-9 летчик-испытатель НИИ капитан Вячеслав Быстров испытал катапультное кресло.
Именно здесь были произведены испытания боевых комплексов, поступающих на вооружение в армию в послевоенное время. Среди них истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б, бомбардировщики Ил-28, Ту-4, Ту-16.
С 1960 г. г.Ахтубинск (до 1959 — п.Владимировка) Астраханской обл. становится основной базой Института, куда перебазировались основные испытательные подразделения. Ранее на нынешней территории ГЛИЦ располагался 6 НИИ ВВС (НИП-4, испытания авиационного вооружения), с 1959 г. – в составе ГК НИИ ВВС. Именно здесь в дальнейшем проводились испытания всех боевых авиационных машин.
В 1961 г. на базе 8 ЛИС НИИ ВВС ВМС и отделов войсковой разведки 3 управления ГК НИИ ВВС было сформировано 3 Управление ГК НИИ ВВС, г.Феодосия.
В 1970 институт был награжден орденом Ленина.
70-90-е годы — время интенсивных стендовых и летных испытаний самолетов, двигателей для самолетов, вертолетов и ракет авиационного назначения нового поколения. В результате на вооружение были приняты боевые авиационные комплексы МиГ-25 с двигателем Р-15Б-300, МиГ-23 и МиГ-27 с двигателем Р-29-300, Су-17М и Су-24 с двигателем Ал-21Ф3, МиГ-31 с двигателем Д-30Ф6, Су-25 с двигателями Р-95Ш и Р-195, МиГ-29 с двигателем РД-33, Су-27 с двигателем Ал-31Ф, боевые вертолеты Ми-8 и Ми-24 с двигателем ТВ3-117, транспортный вертолет Ми-26 с двигателем Д-136, самолеты дальней авиации Ту-95 с двигателем НК-12, Ту-22М с двигателем НК-22, Ту-160 с двигателем НК-32, военно-транспортные самолеты Ил-76 с двигателем Д-30КП, Ан-72 с двигателем Д-36, Ан-124 с двигателем Д-18Т.
Все эти уникальные машины прошли через сердца и руки летчиков-испытателей центра. А летчики-испытатели Волк, Станкявичус, Бачурин и Бородай, кроме того, выполнили испытательные полеты на БТС-002 — аналоге уникального орбитального корабля многоразового использования «Буран».
В 1990 г. ГНИИ ВВС приобрел современное название — Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П.Чкалова. Сегодня ГЛИЦ организационно состоит из авиационно-испытательных баз, специализированных по объектам испытуемой техники: ахтубинская база с сетью полигонов; филиал ГЛИЦа в подмосковном Чкаловском; высокогорный полигон в Приэльбрусье (г.Нальчик); воздухоплавательный центр в Вольске.
Центр занимается испытанием новых образцов авиационной техники и вооружения, а также исследованием по расширению боевых возможностей серийной авиационной техники и продлению ее ресурса.
С 1920 года по настоящее время здесь испытано более 390 типов самолетов, из которых 280 типов было принято на вооружение. Только в 1999 году в ГЛИЦ провели 191 испытательную работу.
Научно-исследовательская работа в ГЛИЦ ориентирована на методическое обеспечение оценки перспективной авиатехники, разработку общих технических требований ВВС и повышение боевых возможностей серийных ЛА. Объем НИР в 1995 году составлял в среднем 88 (из них 6 летных) плюс до 400 военно-научных работ.
В воинской части проходили службу 79 героев Советского Союза, пятеро из них удостоены высоко звания дважды; 9 Героев России. В части воспитано около двухсот заслуженных летчиков-испытателей СССР и России, Заслуженных специалистов ВС СССР и России, Заслуженных парашютистов-испытателей. За заслуги в создании новых образцов авиационной и космической техники, вооружения пятерым военнослужащим присуждены Ленинская и семнадцати — Государственная премии.
Список погибших испытателей насчитывает 115 имен (на 1995 г.).

Испытательные базы ГЛИЦ:

   929 ГЛИЦ ВВС, Ахтубинск – Управление Центра и основные подразделения. Самолеты, их оборудование и вооружение, средства наземного обслуживания и обеспечения полетов, а также беспилотные самолеты проходят там государственные, контрольные и специальные испытания. Бортовое РЭО и авиационное вооружение исследуются в ходе наземных и летных испытаний в условиях натурных экспериментов и с
применением методов математического и полунатурного моделирования. Для этого в Ахтубинске есть многочисленные специализированные лаборатории и стенды, комплекс высотно-климатических и механических испытаний, радиополигон. Все испытания проводятся в тесном взаимодействии с ОКБ оборонных отраслей промышленности, которые как правило имеют на базах Центра свои летно-доводочные предприятия. Также там находится:
Филиал Московского авиационного института (МАИ) «Взлет»
Управление испытаний авиационных двигателей (подразделение ГЛИЦ).
Центр подготовки летчиков-испытателей ВВС — создан 29 октября 1971 года (по др. данным в 1973 г.). Три отделения –
самолетное, вертолетное и штурманское. На 1995 г. подготовлено 334 летчика и штурмана-испытателя.
Трассово-измерительный комплекс (ТИК) включает системы управления объектами, сбора и обработки информации, пять полигонов и три испытательные станции, две комендатуры. Самый большой полигон в России – Грошево, в 22 км от центра. Остальные – в Казахстане: Тургай, Суюндук, Теректа и Гурьев, на расстоянии 500-800 км.

ИЦ Чкаловский (Филиал ГЛИЦ МО РФ)
База в Чкаловском – практически автономный центр, ведущий испытания и оценку вертолетных авиационных комплексов, самолетов первоначального обучения, самолетов ВТА, их оборудования и вооружения.
Также здесь испытываются авиационные и ракетные двигатели, системы жизнеобеспечения и спасения экипажей ЛА и пилотируемых космических кораблей, оцениваются возможность десантирования и авиатранспортабельность техники Сухопутных войск, ПВО, ВДВ и РВСН.
Организационно состоит из трех управлений. Основная летная научно-испытательная работа сосредоточена в 4 Управлениии.
В 1995 г. готовились к испытаниям Ан-70, вертолетов Ка-50Н и Ми-28Н.
База имеет уникальное лабораторное и стендовое оборудование, барокамерные комплексы, что позволяет проводить тренировки космических экипажей.

ИЦ Вольск
Воздухоплавательный центр, испытывающий свободные и привязные аэростатические комплексы, пневматические сооружения военного назначения. В 1995 году решали конверсионные народнохозяйственные задачи, готовились к испытаниям дирижабельных комплексов.

ИЦ Нальчик
Высокогорный полигон для заключительных этапов летных испытаний авиакомплексов и беспилотных ЛА. Тактика и методы боевого применения авиационных средств поражения в горах. Базирование и эксплуатация вертолетов в горах.

Сотрудники Управления испытаний авиационных двигателей Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова участвуют в решении
актуальных для ВВС задач — модернизации авиационных двигателей, продлении их ресурса и срока службы. Много внимания уделяется методологии создания и испытания авиационных силовых установок по современным стандартам.
Создан недавно.

ИЦ Геленджик (морской) – был в стадии создания в 1995 г.

После возвращения Крыма в состав России научно-испытательный центр, находящийся в поселке Кировский, вошел в состав Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П.Чкалова (Ахтубинск).

Смотри также:

Литература:

Один комментарий

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *