НИИ ВВС ВМФ

4 марта 1932 года была основана Морская Испытательная станция (МИС) НИИ ВВС РККА с местом дислокации в г.Севастополе.
Цель – проведение испытаний:

  • гидросамолетов, амфибий, объектов вооружения и предметов снаряжение гидросамолетов в морских условиях;
  • отработка вопросов эксплуатации материальной части гидроавиации и тактических вопросов взаимодействия с флотом;
  • оказание помощи строевым частям морской авиации по освоению и тактике использования самолетов.

Начиналось все из отдельного морского отряда, небольшого авиапарка самолетов. Общая численность личного состава – 90 человек.
Начало проведения испытаний – 15 марта 1932 года.
Первый начальник – морской летчик-испытатель Т.В.Рябенко.
Летчиками-испытателями центра за годы существования установлено много мировых рекордов по поднятию грузов самолетами, скорости и др.
2 января 1934 г. на базе МИС создан Авиационный Научно-Испытательный Институт Морских Сил РККА.
В состав вошли кроме существующего – отдел испытаний морских самолетов (12 чел.), минно-торпедное отделение вооружений (5 чел.), морская летно-испытательная станция.
1 ноября 1936 г. АНИИ МС РККА реформирован в НИИ Морской Авиации РККА с включением в его состав отдела гидросамолетов, отдела вооружения и летно-испытательной эскадрильи.
Задачи:

  • разработка тактико-технических заданий на морскую авиационную технику и вооружение;
  • проведение государственных испытаний исследовательских и модернизованных морских самолетов;
  • обучение летно-технического состава строевых частей;
  • изучение состояния и развития отечественной и зарубежной авиационной техники.

В 1938 г. переименован в НИИ ВВС ВМФ.
Во второй половине 30-х годов в НИИ ВВС ВМФ прошли испытания гидросамолеты, летающие лодки, морские торпедоносцы, катапультные палубные бомбардировщики, истребители, штурмовики, пикирующие бомбардировщики, самолёты-разведчики, ближние бомбардировщики (штурмовики).
В начале Великой Отечественной войны — НИИ ВВС ВМФ переведен на новый штат с местом базирования г.Осипенко (Бердянск), потом в г.Астрахань.
В 1941 г. было проведено 27 испытаний.
В 1942 г. переименован в Летно-испытательную станцию ВВС ВМФ (ЛИС ВВС ВМФ). Базирование — с.Ершовка (Удмуртская АССР), с 1943 — г.Баку.
Авиация ВМФ, куда главным образом направлялись испытанные в Институте самолеты, нанесла неприятелю существенный потери в живой силе и технике. Были потоплены 382 единицы транспорта, общим тоннажем 860 тысяч тон, 410 боевых и вспомогательных кораблей, уничтожено 5509 самолетов и 1520 танков, более 135 тысяч вражеских солдат и офицеров.
В 1946 г. – переименован в Научно-исследовательский Институт Авиации ВМС (НИИА ВМС), г.Рига.
В 1948 г. в г.Феодосия создана Летно-Испытательная станция НИИ авиации ВМС.
В 1952 г. — переименован в НИИ-15 ВМС, г.Феодосия. Организован Летно-испытательный центр НИИ-15 ВВС.
В послевоенные год основными направлениями деятельности НИИ было проведение испытаний и исследований авиационной техники и вооружения, которые предназначались для применения в авиации ВМФ. В НИИ проходили испытания самолеты, вертолёты, средства поиска и обнаружения подводных лодок, средства поражения кораблей и подводных лодок, средства спасения на море, авиационное оснащение.
Главный потенциал института в послевоенные годы составляли лётчики и штурманы-испытатели, инженеры и техники, большинство из которых служили в годы войны в морской авиации. В частности, тут в разные годы проходили службу 15 Героев Советского Союза.
Всего за 1946-1960 годы в Институте морской авиации было выполнено большее 2000 испытательных и исследовательских работ.
В начале 50-х годов на испытание в ЛИС НИИ ВМС начали поступать первые корабельные вертолёты конструкции Н.И.Камова.
Одним из наиболее важных направлением деятельности института в интересах авиации ВМС в послевоенный период были испытания авиационного морского вооружения.
В 1961 г. на базе 8 ЛИС НИИ ВВС ВМС и отделов войсковой разведки 3 управления ГК НИИ ВВС сформовано 3 Управление ГК НИИ ВВС, г.Феодосия.
Задачи испытаний и исследований:

  • авиационных комплексов противолодочной обороны;
  • средств противолодочной обороны;
  • средств воздушной разведки местности;
  • радиолокационной передачи разведывательной информации на командные пункты;
  • средств спасения экипажей самолетов, вертолетов и космических летательных аппаратов на море;
  • парашютных систем и средств приземления аппаратов (СА) космических кораблей;
  • авиационного вооружения кораблей ВМС.

В 1967 г. — в 3 Управлении создан 9 отдел испытаний вертолётного вооружение кораблей.
Группа летно-инженерного состава 3 Управления принимала участие в обеспечении полёта в космос Ю.А.Гагарина.
Всего за 9 лет с начала создания 3 Управления 8 ГНИИ ВВС на авиационных противолодочных комплексах и вертолётах было выполнено большее 2500 испытательных полетов. Проведено 58 государственных, контрольных и технических испытаний. Всесторонние испытания прошел самолет-амфибия Бе-12, также противолодочный самолёт Ил-38, корабельный противолодочный вертолёт Ка-25.
По результатам испытаний реализованы и приняты на вооружение авиационные противолодочные комплексы, противолодочные торпеды.
В 70-е годы коллектив Управления вступил, имея опыт проведения испытаний сложных авиационных комплексов разнообразного назначения. До этого времени не только сложился крепкий коллектив летчиков и штурманов-испытателей, инженеров, но и была создана большая лабораторно-измерительная база, сухопутный и глубоководный морской полигоны.
В дополнение к традиционной тематике начиная с 1973 г. на 3 Управление 8 ГНИИ ВВС возложены испытания:

  • авиационного вооружения кораблей ВМС с групповым базированием вертолётов и самолетов (тяжёлые авианесущие крейсеры);
  • вертолётов противоминной обороны;
  • вертолётов-штурмовиков;
  • транспортно-боевых вертолётов;
  • самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП).

Во второй половине 70-х годов продолжались испытания противолодочных комплексов и орудий, существенно был расширенный объем работ по испытаниям авиационного вооружения кораблей и судов ВМС. В том числе мореходные испытания авиационного вооружения противолодочных крейсеров “Москва”, “Ленинград”; больших противолодочных кораблей “Дерзкий”, “Знаменитый”; кораблей управления “Сдержанный” и “Жданов”; ракетного крейсера “Грозный”; противолодочных кораблей; ледоколов пограничных войск и многих других кораблей и судов ВМС.
История 3 Управления на протяжении 15 лет тесно связана с испытаниями самолетов (СВВП) вертикального взлета и посадки.
Во второй половине 70-х годов в 3 Управлении были продолжены испытания вертолётов противоминной обороны (Ми-14БТ). А также расширенна тематика испытаний авиационных средств спасения на море (комплексы Ка-25пс, Ка-252-пс, Ми-14пс). Вертолёт Ка-252пс – первый отечественный вертолёт для обеспечения посменного круглосуточного выполнения полетов корабельной противолодочной авиации по целевому назначению.
1978 г. – испытания поисково-спасательного вертолёта Ми-14пс для поисково-спасательного обеспечения полетов космических и авиационных летательных аппаратов.
Конец 70-х — испытания новых поисково-спасательных комплексов, принципиально новых крупных комплексов группового базирования, вертолётных комплексов противоминной обороны, новых образцов противолодочного вооружения, новых образцов космической техники.
1981 г. — специальные летные испытания вертолётов по оценке возможностей обнаружения и уничтожения малоразмерных воздушных шаров, в связи с их массовыми запусками из территорий соседних стран.
На начало 1982 года в 3 Управлении насчитывалось 1600 человек, из них 660 офицеров, из которых имели образование военных вузов и ВВИА – 249, гражданских вузов – 122, 11 кандидатов технических наук.
3 Управление 8 ГНИИ ВВС им В.П.Чкалова было подразделением летных, летно-морских испытаний, оценки эффективности противолодочных авиационных комплексов, авиационного вооружения кораблей ВМС, спускаемых аппаратов космических кораблей. На начало 1986 года проводились испытания и исследования по таким основным направлениям:

  • противолодочные самолеты и вертолёты;
  • вертолёты противолодочной обороны;
  • поисково-спасательные самолеты и вертолёты;
  • гидросамолеты и самолеты-амфибии всех назначений;
  • корабельные самолеты и вертолёты всех назначений, штурмовики, многоцелевые истребители;
  • самолеты-ретрансляторы;
  • авиационное вооружение кораблей с одиночным и групповым базированием самолетов и вертолётов;
  • поисково-прицельные системы и средства поиска подводных лодок;
  • авиационные средства поражения подводных лодок и надводных кораблей;
  • бортовые авиационные комплексы связи и ретрансляции, бортовые комплексы обороны;
  • системы мягкой посадки и снижения спускаемых аппаратов космических кораблей;
  • средства поиска и спасания на море.

Управление также принимало участие в испытаниях авиационной техники и вооружения, которое проводились другими Управлениями Института по все направлениям, в испытаниях разнообразных образцов вооружения ВМС в части авиационного обеспечения. Кроме того Управление периодически привлекалось к решению задач, которые были не характерные для профиля специализации (поиск методов борьбы с малогабаритными шарами , доставка вооружения и боеприпасов на корабли и судна в открытом море вертолётами, применение вертолётов ПЛО (Ми-14, Ка-27) для борьбы с наземными и морскими целями).
1987 г. – специалисты 3 Управления принимали участие в летно-конструкторских испытаниях самолета Су-27К, с целью выдачи предварительного заключения о возможностях запуска в серийное производство установочной партии самолетов для комплекса “НИТКА” (сокращение от — Наземный испытательно-тренировочный комплекс авиационный).
1989 г. — 3 Управление 929 ГЛИЦ МО им.В.П.Чкалова.
За 80-90 годы по результатам работы принято на вооружение:
авиационные противолодочные комплексы Ту-142Г, Ту-142М3, Ту-142МР;
авиационный морской спасательный комплекс Ил-76МДПС;
авиационное вооружение кораблей и судов ВМС;
Периодически 3 Управление использовалось для решения нехарактерных задач:
испытание патрульного самолета КГБ Ан-72Г;
поиск методов доставки вооружения и боеприпасов на боевые корабли с помощью вертолетов;
отрабатывание способов оперативной беспарашутной высадки десантников и спасателей из вертолётов;
испытание возможностей противолодочных вертолётов для борьбы с малогабаритными морскими и наземными целями (ракеты Х-23);
отрабатывание способов полетов самолётов с боевых кораблей транспортных сухогрузов и др.
Принятые на вооружения вертолёты Ка-28 (экспортный вариант вертолёта Ка-27ПЛ) для Индии, Ка-27Э (“Советник”), Ми-8МТ (ПСС) с автоматической системой зависания, корабельный штурмовик, противолодочная торпеда “Дукат-2”. Специалисты 3 Управления приняли активное участие в летно-конструкторских испытаниях самолетов-истребителей корабельного базирования: Су-27К, , МиГ-29К, Су-27УТГ.
В 1991 г. одновременно велись подготовка и проведение масштабных испытаний аж 5 исследовательских образцов авиационной техники: комплексов на базе самолетов Су-27к, МиГ-29К, Су-25УТГ, Ка-252РЛД, А-40.
Приказом МО Украины №4 от 11 февраля 1992 года на базе 3 Управления создан ГАНИЦ ВС Украины, который включений в состав ВВС Украины как единая, уникальная организация и испытательная база в Украине, которая имеет большой опыт сопровождения исследовательских разработок и всех видов испытаний авиационной техники и вооружения, авиационного вооружения кораблей (судов), космической техники. Созданы новые подразделения по решению задач:
проведение государственных, контрольных, специальных (наземных и летных) испытаний и сертификация авиационной техники и вооружения;
проведение испытаний по оценке возможности продолжение ресурса авиационной техники и вооружения;
полигонное обеспечение боевых работ с выполнением внешне-траекторных испытаний , при освоении ВВС, ППО новых комплексов.
Проведение испытаний авиатехники и вооружения, которое закупается за границей;
Проведение испытаний воздушных судов и оснащения Гражданской авиации
Отбор, подготовка летчиков и штурманов-испытателей для ВВС и гражданской авиации Украины;
Совместно с другими научными организациями и предприятиями испытания и исследования.
1998 г. – 28 кандидатов технических наук.
В 1995-1998 проведение исследований:
перспектив развития авиации ВС Украины;
обоснование тактико-технических требований к образцам авиационной техники и вооружения;
по проблемам продолжения ресурсов авиационной техники и вооружение;, поиск новых методов их эксплуатации;
— участие летчиков-испытателей ГАНИЦ в многочисленных авиа-шоу в Украине и заграницей.
1996 г. – исследование принципиальной возможности крашения струй газов самолета и разработка систем дымообразования для увеличения зрелищности демонстрационных полетов.
1996 г. – в ГАНИЦ – полеты со слушателями Международной Европейской Академии.
1997 г. – обеспечение полетов авиации ВМС Российской Федерации на комплексе “НИТКА”
1998 г. — штат 1354 чел.
Парашютисты-испытатели ГАНИЦ МО Украины принимали участие и в десантировании парашютистов на Северный полюс в составе экспедиции “Украина. Северный полюс — 2000”.
1990-2000 гг. – государственные испытания вертолёта Ми-14пж, Су-27к, специальные испытания самолетов Су-27, МиГ-29, Л-39, Бе-12пс, Су-24г, Х-32, Х-32сх, вертолётов Ми-24, Ми-8мт, Ка-27пс, исследования по продолжению ресурсов авиационной техники и вооружения.
В 2001 году начальнику ГАНИЦа заслуженному лётчику-испытателю СССР генерал-майору Ю.М.Тишкову присвоено наивысшее звание – Герой Украины.
После возвращения Крыма в состав России научно-испытательный центр, находящийся в поселке Кировский, вошел в состав Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П.Чкалова (Ахтубинск). В марте 2014 года 82 военнослужащих ВСУ покинули ГАНИЦ и уехали на Украину. 28 ноября 2014 года 459 офицеров и прапорщиков принесли российскую присягу.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *